Результаты опроса посетителей сайта Begin.ru, посвященного дистанционным курсам MBA , поделили аудиторию на два примерно равных по численности «лагеря» – сторонников и противников данной формы обучения. И в том, и в другом есть приверженцы разных точек зрения на плюсы и минусы e-learning. Также мы предлагаем мнения экспертов о рынке дистанционного образования.
Стали бы ли Вы проходить полностью дистанционный курс MBA?
Да, если это значительно дешевле | 22,43% |
Да, только от известной бизнес-школы |
24,30% |
Нет, без живого общения нельзя приобрести практические знания | 35,05% |
Нет, у меня не хватит мотивации просидеть год или два перед монитором | 18,22% |
Более половины (53,27%) посетителей сайта Begin.ru, заинтересованных в получении степени МВА, не стали бы получать данную степень дистанционно. При этом более трети из них (35,05% от общего числа опрошенных) отказались бы от возможности получить МВА дистанционно, поскольку, по их мнению, без живого общения приобретение практических знаний невозможно. Причиной отказа еще 18,22% респондентов послужило бы отсутствие должной для дистанционного обучения мотивации.
Из 46,73% посетителей сайта Begin.ru, заявивших о своей готовности обучаться на полностью дистанционных курсах МВА, 24,30% отметили, что обучаться на подобных курсах они будут только в случае, если эти курсы организованы известной бизнес-школой. Еще 22,43% респондентов заявили, что для них мотивом получения степени МВА дистанционно могла бы стать значительно более низкая стоимость подобного типа обучения.
Комментарии экспертов
Элла Карапетовна Минасян, директор ИМП МЭСИ
«Полностью дистанционный курс МВА» – это не замена смешанному или очному обучению, а лишь один из альтернативных способов передачи информации в учебном процессе. При наличии качественного учебного контента уровень качества и эффективность образования снижаться не должны.
Дистанционные программы в Институте магистерской подготовки МЭСИ реализуются вот уже более 5 лет, и за прошедший период, согласно статистике, спрос на online-обучение с момента его внедрения не только не снижался, а ежегодно увеличивался – в среднем на 15%. На сегодняшний день 1/3 контингента слушателей ИМП представлена именно студентами «дистанта». Бесспорно, максимальный эффект от данной «формы» обучения извлекают студенты, способные к самоорганизации и рациональному планированию учебного времени.
Рассматривая мотивационный фактор потребителей услуг дистанционного образования, важно отметить, что, учитывая сегодняшний высокий уровень занятости деловых людей, большинство слушателей воспринимают данную «форму» образования как единственную возможность получения качественного бизнес-образования в ведущих бизнес-школах страны, не отрываясь при этом от выполнения своих рабочих задач.
Безусловно, неотъемлемым атрибутом обучения на программе МВА является «вращение» в кругах сокурсников – реального бизнес-сообщества, узы общения с представителями которого сами по себе являются действенными инструментами обучения. Можно посоветоваться, решая ту или иную задачу, перенять чей-то опыт, стремиться быть успешным, как кто-то... И, самое главное, можно вживую получить консультацию преподавателей. Многие специально за этим на программы МВА и поступают – хотят решить конкретные бизнес-задачи, расширить круг полезных бизнес-связей, интегрироваться в деловое сообщество. Поэтому включение в дистанционные программы МВА в обязательном порядке нескольких очных блоков просто необходимо. Собственно, программы МВА Института магистерской подготовки МЭСИ с применением дистанционных технологий и построены по такому смешанному принципу – принципу сочетания обучения через доступную online-среду с регулярными очными модулями и сессиями.
Анастасия Геннадьевна Иванова, зам. директора ИМП МЭСИ по маркетингу
Дистанционный курс МВА на настоящий момент предлагается по более низкой цене, нежели очный. И это вполне логично. Затраты на организацию учебного процесса с использованием дистанционных технологий существенно высоки именно на начальном этапе внедрения, т.к. требуются серьезные вложения, и не только финансовые. Однако для бизнес-школы, которая давно реализует подобную форму обучения, затраты на организацию учебного процесса со временем снижаются.
Трудно говорить о рынке в целом, но однозначно прослеживаются закономерности: если курс полностью дистанционный, то цена отличается существенно, если частично, то ценовой разрыв сокращается.
Александр Никитенко, директор Центра дистанционного обучения ВАВТ Минэкономразвития России
Дистанционные образовательные технологии позволяют организовать очень качественное обучение. Сегодня нам доступны разнообразные медийные телекоммуникационные технологии, позволяющие организовать интерактивную среду обучения. Это очень важно для программы МВА – программы прикладной, практикоориентированной. Однако по нашему опыту, целый спектр практических заданий, деловых игр, мастер-классов, которые предусматривает программа МВА, наиболее эффективно проводить очно, в процессе живого общения с преподавателем, с другими слушателями.
В то же время сейчас все большему количеству слушателей крайне сложно совмещать напряженную работу и учебу в бизнес-школе. Именно поэтому мы, во Всероссийской академии внешней торговли, полагаем, что использование современных дистанционных образовательных технологий в программе МВА возможно, а в ряде случаев и необходимо для повышения эффективности занятий, но только совместно с очным обучением, как его дополнение и развитие. Также стоит отметить, что нормативная база для организации дистанционного обучения по программе МВА в настоящее время не полностью проработана.
Качественное дистанционное обучение не может быть дешевым. Оно, так же как и очное обучение, требует работы преподавателей, менеджеров, обеспечения слушателей качественными и актуальными учебными и методическими материалами, т.е. хорошей организации учебного процесса. Но в целом прямые затраты на организацию дистанционного обучения для образовательного учреждения ниже, чем на организацию обучения очников, поэтому сейчас, как правило, дистанционные программы стоят дешевле очных.