Один из главных трендов в мировом бизнес-образовании последних 5-7 лет – это «глобализация» программ MBA. Каждая серьезная бизнес-школа старается сделать свои топ-программы глобально ориентированными, то есть активно обменивается студентами и преподавателями со школами-партнерами из других стран, проводит учебные модули или стажировки на разных континентах и даже открывает новые кампусы по всему миру. Конечно, все это делается для завоевания международной репутации, однако журналисты Wall Streer Journal задаются вопросом, насколько все это эффективно для самих студентов.
Уоррен Бэннис (Warren Bennis), профессор в Marshall School of Business Университета Южной Калифорнии, считает, что человек, планирующий жить и работать в другой стране, должен проводить там как минимум 6 месяцев каждый год. Кроме того, специалисты по рекрутингу, работающие в бизнес-школах и отвечающие за связи с компаниями из других стран, считают, что только усилий бизнес-школы редко хватает для того, чтобы выпускник получил работу за границей. Работы в межнациональной аудитории над кейсами о международных компаниях недостаточно для завоевания конкурентного преимущества на рынке труда.
Авторы статьи в Wall Street Journal приходят к выводу, что часто между тем, что делает бизнес-школа для «глобализации» обучения на программах MBA, и реально необходимыми навыками для работы в международных компаниях в других странах существует большой разрыв. Например, международные консалтинговые компании ищут кандидатов, хорошо знающих иностранные языки и имеющих опыт работы в международных компаниях. Получить и то, и другое на программе MBA достаточно сложно, какие бы усилия школа ни предпринимала для подтверждения своей причастности к глобальному рынку.
Существует, правда, и противоположное мнение. Дэвид Смит (David Smith), управляющий директор Accenture, считает, что глобальное широкое видение и понимание нюансов других культур, а также готовность к переезду – ключевые требования для работы на топ-позиции. Два кандидата с одинаковым бэкграундом должны будут доказать, что они понимают отличия в работе на локальном и международном рынках и понимают, как работать в команде в другой стране.