В Ассоциации менеджеров России обсуждался рейтинг школ бизнеса

Дата публикации 17.06.2014

Круглый стол на тему «Рейтинги школ бизнеса как фактор формирования рынка» прошел 28 мая в Ассоциации менеджеров России (АМР). Нелегко найти 10 существенных отличий от аналогичного круглого стола, который был проведен 29 октября прошлого года в той же в АМР: те же презентации, похожее обсуждение. В центре его был рейтинг программ МВА журнала «Секрет фирмы»: принципы, методология, результаты.

Только круг участников стал пошире. Своих представителей прислали ВШКУ РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, ФЭН РАНХиГС, ВШБ МГУ, БИ НИУ ВШЭ, ВШБИ НИУ ВШЭ, ИДАБ Финуниверситета, ВШБ ГУУ, ЛИНК, МИРБИС, МЭСИ, Синергия, ШБиМК МГИМО, ИМИСП.

Однако, дискуссия не показала ничего нового. По-прежнему, высказывалось мнение о том, что можно сделать «объективный" рейтинг путем включения в него тех показателей, которые сами бизнес-школы сочтут существенными. И напротив, высказывалось твердое убеждение, что никакие рейтинги школ бизнеса, в принципе, не могут быть объективными, и во избежание неизбежного лоббизма, лучше оставить рейтингование СМИ.

В чем собравшиеся были едины, так это в том, что рейтинги являются заметными инструментами формирования рынка, и поступающие в школы бизнеса их анализируют. Подавляющее большинство выступавших сошлись в том, что рейтинг программ МВА журнала «Секрет фирмы», как и другие рейтинги – дело полезное и дает дополнительную информацию для анализа самим школам бизнеса.

Присоединяясь в этом мнении к большинству, я, однако, не мог обойти вопрос, который мне представляется даже более важным, чем публикуемая журналом таблица рейтинга. Как известно, эту таблицу сопровождает обзорная статья, в которой приводятся комментарии выпускников, которыми они дополняют анкеты.

Комментарии бывают разные: ироничные, злые, благодарственные, восторженные. Но количество положительных и отрицательных отзывов не равное. По нашему пятилетнему опыту исследований MBA, которые ежегодно проводит Российская лига МВА, положительных отзывов гораздо больше. Конечно, святой долг журналиста - публиковать разные мнения. Но публикуя равное количество положительных и отрицательных высказываний, журнал невольно искажает реальность. 

Не говоря уже о том, что человеческое восприятие устроено так, что негативные отзывы остаются в памяти дольше хвалебных. Например, опубликованное «СФ» в сентябре 2013 г. высказывание имярек-выпускника неизвестной школы бизнеса, хлестко обозвавшего свою программу «мертвечиной», бросило тень на все школы бизнеса, добавило толику негатива в образ всего российского бизнес-образования. Напротив, несколько положительных отзывов прошли почти незамеченными. Как в анекдоте с ложками: то ли он украл, то ли у него украли, но осадок остался. 

Все мы заинтересованы в повышении качества российского бизнес-образования, укрепления имиджа добросовестных бизнес-школ. На круглом столе представители «Секрета фирмы» озвучили пожелание одного из выпускников «повысить» имидж бизнес-школы: «....Когда говорят, что окончил Гарвард, отвечают: О-ооо! Когда называешь свою бизнес-школу, спрашивают: «А что это?». Думаю, что эта задачка общая – и для школ бизнеса, и для деловых СМИ.