Учиться никогда не поздно

Дата публикации 17.05.2010

 

Пожилые люди, занимающие руководящие посты в компаниях, зачастую избегают корпоративных тренингов. Это является проблемой как для них самих, так и для фирм, в которых они работают.

«Учение длиною в жизнь» - это один из любимых лозунгов бизнес-школ. Но, по-видимому, не для их клиентов. Согласно последнему опросу, проведенному компанией Mannaz, занимающейся развитием менеджмента, число специалистов, принимающих участие в корпоративных тренингах, резко падает после 55-летнего возраста.

Может сложиться впечатление, что руководители преклонного возраста подвергаются дискриминации по возрастному признаку из-за того, что фирмы предпочитают сфокусировать свое внимание на молодых талантах. Но, как утверждает вице-президент компании Mannaz Йорген Торселл (Jorgen Thorsell), дело совсем не в этом. Пассивность проявляют отнюдь не компании, а сами пожилые сотрудники.

По словам Торселла, обыкновенный процесс обучения не отвечает их требованиям. Формальные программы часто представляют собой набор повторений уроков, которые уже известны этим работникам ввиду их опыта и накопленных знаний. В результате получается, что изнурительное обучение «не стоит свеч».

Правда, это не означает, что более опытные руководители полностью отказались от идеи персонального профессионального развития. Наоборот, вместо того чтобы занимать места в бизнес-школах, люди старшего поколения, по словам Торселла, предпочитают подходить к решению этой проблемы самостоятельно, проводят свои собственные исследования и обмениваются опытом профессиональных побед со своими коллегами.

Менеджер, который обучается самостоятельно

Такой подход имеет два негативных момента. Первый заключается в том, что тем самым богатый опыт и обширные знания остаются вне классов бизнес-школ, что, в свою очередь, ведет к снижению ценности повседневных занятий для обычных студентов. Второй заключается в том, что отказ от участия в корпоративном обучении — это начало процесса отделения от компании, который отрицательно скажется в будущем на обеих сторонах. Более того, как утверждает заместитель декана по управленческому образованию в бизнес-школе Kellogg School of Management Стэфен Барнет (Stephen Burnett), так как руководство продолжает работать и после 70 лет, то образование приобретает для них все большую ценность.

Одно из решений проблемы — вложить в это большие деньги. Когда у старших менеджеров появляется возможность пройти обучение вместе со своими сверстниками в лучших бизнес-школах, а не в средних институтах, они быстро одерживают победу над собой. Например, в швейцарской бизнес-школе IMD не наблюдают снижения числа руководителей старшего возраста среди своих слушателей, и, более того, утверждают, что организации все больше вкладывают деньги в их обучение.

В отличие от IMD, не многие организации могут позволить себе оплачивать обучение всех своих ветеранов в топ-школах. Фирмы должны активнее задействовать менеджеров среднего звена. Один консультант по вопросам управления называет их «золотой серединой», потому что они находятся «на линии фронта», знают, как заставить эффективно работать любой бизнес и хранят в своих умах секреты работы всей организации.

Один из способов, которым это может быть сделано, - замена абстрактной теории практическими занятиями. Это означает полный отказ от изучения кейсов, которые бизнес-школы так любят, в пользу обсуждения идей, связанных с повседневной деятельностью организаций. Чтобы это реализовать, время занятий должно быть укорочено так, чтобы руководители смогли прослушать курс, применить и оценить полученные знания на практике и затем вернуться к работе, пройдя «испытание огнем».

Знаменитый профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале Генри Минцберг (Henry Mintzberg) развивает этот подход еще дальше. Он считает, что единственный способ сделать так, чтобы группа из студентов-ветеранов была успешной, — это дать им возможность заниматься самостоятельно. Такой метод тренировки (сoaching оurselves) подразумевает 90-минутные занятия для более опытных руководителей. Менеджерам выдаются методички, но преподаватели для них не предусмотрены. Также на этих курсах не приветствуется компьютерная техника (ноутбуки, BlackBerrys и подобные устройства), взамен них используются старая добрая бумага и ручки. «Они обсуждают то, как различные топики отражаются на них, - рассказывает Минцберг. - Менеджеры учатся друг у друга и, что самое важное, разрабатывают наиболее эффективные стратегии своего бизнеса вместе».

Но независимо от выбранного подхода организации с благодарностью и уважением относятся к своим ветеранам, старение населения означает, что необходимо что-то предпринимать, или в противном случае придется столкнуться с намного более серьезной проблемой замены их самих, их бесценных знаний и опыта уже в ближайшем будущем. И, к сожалению, любой подход к обучению старшего поколения руководителей может иметь свои подводные камни.