Строят ли женщины бизнес иначе?

Строят ли женщины бизнес иначе?

Несмотря на то, что стартапы по всему миру стремительно развиваются уже на протяжении нескольких лет, на раундах финансирования или нетворкинг-мероприятиях интернет-стартапов женщин по-прежнему можно встретить крайне редко. И даже если на них присутствуют женщины, в основном это рядовые сотрудницы, а не учредители компаний. Согласно Евростату, менее одной трети всех австрийских стартапов были основаны командой, имеющей в своем составе женщину. По всему миру наблюдается аналогичная тенденция: запуск бизнеса – это, похоже, мужское дело. Но почему так? Неужели женщины просто не интересуются предпринимательством?

Профессор Николаус Франке, академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation, изучил наиболее успешные примеры компаний, открытых представительницами клуба выпускников WU Executive Academy (WU Executive Club), и доказал, что многие стереотипы ложны.

Во-первых, многие исследования показывают, что женщины так же заинтересованы в том, чтобы руководить собственными компаниями, брать на себя ответственность и пользоваться преимуществами предпринимательской свободы, как и мужчины. И все же первый тормозящий фактор - биологический.

Мы похожи, но все же отличаемся друг от друга

Мирела Питу, владелец и основатель компании Pi2 и выпускница программы Executive MBA Bucharest, говорит: «Это вопрос приоритетов. Женщина в возрасте около 30 лет больше ориентирована на семью и перспективы стать матерью. В условиях ограниченного времени и возрастающего давления со стороны общества в вопросе рождения детей многие женщины расставляют приоритеты соответствующим образом».

Вы можете рассчитывать на меры поддержки для родителей, такие как охрана материнства и декретный отпуск, если у вас есть статус занятости. Предприниматель не может просто делегировать ответственность за свою компанию кому-либо или нажать на паузу. На старте владелец бизнеса просто незаменим. Этот факт удерживает многих женщин, заинтересованных в предпринимательстве, от открытия собственной компании.

Проблема уверенности в себе

Помимо этого, личностные различия также объясняют разность в подходах к предпринимательству. Женщины кажутся более склонными к самоцензуре, чем мужчины.

Мирела Питу подтверждает это наблюдение: «Иногда слишком много размышлять о чём-то вредно, напротив, нужно просто поверить в себя и бороться, пока не добьетесь задуманного. Более того, если по какой-то причине вы не можете достичь цели, начинайте все сначала, пока не придёте к ней. Женщины склонны к тому, чтобы больше задумываться над чем-либо, более остро реагировать на возникающие препятствия, и все это сопровождается сомнениями и страхом потерпеть неудачу».
Личности, склонные к самоцензуре, вряд ли будут готовы к риску и принятию множества неизвестных факторов, связанных с открытием бизнеса. С другой стороны, в противоположность самоцензуре, склонность к переоцениванию своих способностей – черта, более характерная для мужчин, согласно общепринятому мнению – может быть движущей силой для предпринимательства. Однако те, кто переоценивают себя, часто бывают наказаны за (ненужные) ошибки. Тенденция к преувеличению собственных возможностей объясняет, по крайней мере частично, почему некоторые из учредителей-мужчин терпят неудачу. Поэтому здоровая доза уверенности кажется идеальной.

Большее количество ролевых моделей для женщин – больше многообразия

Трудно сказать, в какой степени различия в подходах к предпринимательству вызваны социализацией или биологическими факторами. Однако нет никаких сомнений в том, что успешные женщины-предприниматели – важные образцы для подражания. На наших курсах MBA мы часто наблюдаем, как женщины приобретают большую уверенность в себе. Они понимают, что они такие же умные, креативные и эффективные, как и мужчины. Так почему бы не стать основательницей собственного бизнеса?

Андреа Ринкер, учредитель компании Next Wave Management и выпускница программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation, говорит: «Наиболее важные характеристики команды основателей – это опыт, талант, способности, взаимное уважение и доверие, и ничто из перечисленного не имеет никакого отношения к полу».

Можно добавить, что разнообразие тоже очень важно в команде основателей бизнеса. Чем обширнее и многообразнее предыдущий опыт каждого из членов команды, тем больше их компетентность и количество идей, которые они могут предложить. Это касается таких аспектов, как образование, навыки, ценности, сильные и слабые стороны, а также пол. Это еще одна причина, по которой успешные женщины-предприниматели должны осознавать собственную важность в роли образцов для подражания. Быть скромным в данном случае было бы совершенно безответственно.

Все дело во внешних факторах

Другой фактор, отпугивающий женщин, – это предпринимательская среда, ведь в мире капитала, как правило, тоже доминируют мужчины. Андреа Ринкер добавляет: «Если вы посмотрите на венчурных капиталистов с нашей перспективы, сколько женщин вы там обнаружите? Думаю, что очень немногих. Или вообще ни одной. На мой взгляд, участие женщин и новые подходы полезны не только для стартап-сообщества, но и для отрасли в целом».

Существуют различные исследования, которые чётко показывают, насколько невыгодным мужское доминирование может быть для женщин. Исследовательский проект Института предпринимательства и инноваций в WU показал, что якобы «абсолютно рациональные» венчурные капиталисты страдают от так называемой предвзятости по принципу сходства («similarity bias»). Другими словами: при условии наличия сходных творческих идей и прочих равных обстоятельствах инженер скорее предпочтет команду инженеров, венчурный капиталист с корпоративным прошлым – корпоративный спин-офф, а лицо мужского пола – команду, состоящую только из мужчин. Это достаточно проблематичная ситуация, поэтому было бы замечательно, если бы более квалифицированные женщины укрепляли свои позиции в предпринимательской среде.

А что насчёт политики?

Благоприятная среда может многое изменить. Оана Вайдяну, основательница нескольких компаний и выпускница программы Executive MBA Bucharest, знает, какую роль в этом контексте играет политика: «В предпринимательском сообществе, частью которого я являюсь, многие женщины начали бизнес после рождения ребенка, чтобы иметь возможность проводить время с семьёй и выстраивать работу в соответствии с собственными приоритетами. В этом плане политика играет значимую роль. В Румынии государство предлагает определенное целевое финансирование для компаний, созданных женщинами». Во многих странах осознание этого вопроса на политическом уровне привело к введению специальных схем финансирования для женщин. В конце концов, существуют серьезные социальные последствия, если женщины с предпринимательским мышлением не реализуют свой потенциал. Это не только приводит к потере инновационных идей, но и влияет на рынок труда и благосостояние общества. Нам нужно больше женщин-основателей! Вот почему несколько лет назад мы учредили специальные стипендии для женщин-руководителей в WU Executive Academy. Наша главная цель – дать возможность большему количеству женщин получить степень MBA и, прямо или косвенно, побудить большее число женщин основать собственный бизнес.

  • Мирела Питу (выпускница программы Executive MBA Bucharest) – владелица и основательница PR-агентства Pi2 в Бухаресте. До открытия компании Pi2 в 2008 году Мирела в течение многих лет работала в агентстве, предлагающем международным клиентам  важные содержательные стратегические решения и рекомендации.
  • Оана Вайдяну (выпускница программы Executive MBA Bucharest) –  предприниматель и независимый бизнес-консультант (с 2017 года). Ранее она работала менеджером по продажам и управляющим директором в Hamm-Reno Romania, румынском филиале компании HR Group, одного из крупнейших в Европе ритейлеров обуви. В период обучения она исполнила еще одну мечту и основала фирму, занимающуюся производством высококачественных женских кошельков.
  • Андреа Ринкер (выпускница программы Professional MBA Entrepreneurshio&Innovation) – основатель компании Next Wave Management, которая специализируется на электронной коммерции и стратегии цепочки поставок в индустрии моды, а также компании The Cloud Wardrobe, специализирующейся на модных предметах роскоши. Прежде чем стать предпринимателем, Андреа приобрела обширный профессиональный опыт в сегменте европейских предметов роскоши.