Считается, что стажировки – это только для студентов. Однако мнение это глубоко ошибочное. Конечно, именно с помощью стажировок молодые специалисты опробуют на практике то, чему их теоретически учили в институтах. Но это только одна сторона дела. Ведь основная функция стажировок –в помочь профессиональному развитию и дать новый практический опыт, который особенно ценен как при старте профессиональной жизни, так и в случаях, когда мы находимся на середине карьерной прямой и хотим знать, куда поворачивать дальше. Однако чтобы принять верное решение, надо попробовать.
Профессиональная стажировка – это своеобразный тренинг, цель которого – дать возможность получить «в поле» новый опыт. Ее можно было бы сравнивать с курсами повышения квалификации, если бы не одно важное «но». Стажировка – всегда работа бок о бок с профессионалами внутри компании.
Поэтому на Западе давно выстроена система работы со стажерами, во многих корпорациях даже есть понятие «работа с талантами». Несколько раз в год – часто в середине зимы и в середине осени – крупные компании объявляют набор на стажировку на следующие весну-лето, вывешивая на своих официальных сайтах описание интернских программ. Причем программы касаются не только студентов или молодых специалистов, но и тех, кто уже достиг определенных высот в своей профессии, но хочет развиваться в рамках большой корпорации. Конечно, количество набранных интернов и свободных вакансий не всегда совпадает, поэтому компании с пониманием относятся к тому, что большая часть стажеров уйдет после окончания программы. Что не мешает им вкладываться в программы.
Стажировки длятся не меньше трех месяцев. Отбор интернов проходит на основании конкурса. Чтобы принять в нем участие, надо или заполнить специальную форму на сайте (так принято, например, в Time Warner Inc, Google или Microsoft), или отправить по почте (обычной или электронной) резюме и свою биографию. В случае если речь идет о творческой профессии или предполагается особая подготовка, в пакет документов могут войти примеры работ, дизайнерам предлагается показать портфолио.
После первого тура, «конкурса документов», спустя месяц-два отобранным кандидатам высылают приглашения на очные или заочные собеседования. Например, по словам бывших стажеров Google из Восточной Европы, если кандидат живет в другой стране, рекрутер может провести интервью в формате видеоконференции через Skype. Основная цель собеседования – проверить данные резюме и убедиться в том, что кандидат владеет языком (если речь идет об иностранце). Иногда, если кандидат понравился, а уровень знания языка недотягивает, компания может направить стажера на специальный языковой тренинг перед началом непосредственно самой программы.
В случае успешного прохождения интервью соискателю высылается официальное предложение о стажировке. Многоступенчатость подхода связана еще и с тем, что компании вкладывают в свои программы «живые деньги»: сезонные программы являются платными (paid internship).
В среднем в зависимости от отрасли стажер может получать от 10 (самая низкая плата, в основном для тех, кто работает в индустрии туризма и гостиничного сервиса) до 28 долларов (в финансовой отрасли, в основном в инвестиционных банках) в час. Средняя такса – 15–18 долларов. Например, ставка стажера в корпорации IBM составляет 18 долларов – столько же, сколько и в американском подразделении маркетинга L'Oreal.
Количество рабочих часов зависит от программы: чаще всего это или полная занятность, то есть стандартный восьмичасовой рабочий день с двумя выходными, или гибкий график, но не менее 20 часов в неделю. Так что стажерство – это фактически работа, где позиция стажера представляет собой специфический вариант ассистента, который работает наравне с другими и попутно учится.
Кроме того, стажировка в большой компании дает прекрасные возможности для сбора материала и наблюдения о том, как протекают бизнес-процессы в той или иной сфере. И удачный вариант для тех, кто только что окончил MBA или находится в процессе обучения и нуждается в прохождении практики для написания своей дипломной работы.
Если срок подачи документов на платные стажировки прошел (заявки на летние программы закрываются в основном в декабре-январе), можно попытать счастья в бесплатных. Единственное их отличие от платных – отсутствие стипендии. В фэшн-индустрии, например, исторически спрос на позицию стажеров настолько превышает предложение, что платного стажерства не существует в принципе.
Но, как правило, бесплатные стажировки идут вне основных программ, а это значит, что вакансии могут появляться в течение года. Чтобы их отследить, достаточно раз в неделю мониторить сайты тех компаний, где вы хотите работать, и вовремя откликаться на вакансию.
Помимо глобальных концернов существует немалое количество компаний среднего уровня, которые также предоставляют возможность стажировки. Конечно, уследить за всеми невозможно. Поэтому существуют специальные компании, готовые помочь с поиском и организацией подходящей стажировки с учетом страны и специализации. Они сводят компанию и интерна, а также берут на себя часть бытовых забот по обустройству стажера в стране. Например, помогают получить визу, позволяющую работать или учиться в стране, предоставляют общежития или съемные квартиры, помогают оформить медицинскую страховку и т.п. Их услуги уже включены в стандартный стажерский пакет. Однако главное в нем – гарантированное место стажировки. Перечень специализаций очень широк – от банковского дела до модной индустрии, дизайна и даже театра. Помимо непосредственно оплаты «стажерского пакета» от соискателей требуется резюме и сопроводительное письмо о себе.
В настоящий момент открыты заявки на конец лета и осень. Например, компания Global Experiences предлагает 12-недельную стажировку в Милане в модной индустрии, дизайне, рекламе и пиаре, а также еще 10 популярных специализаций. Стоимость с учетом проживания, визы и медицинской страховки составляет 8490 долларов. Столько же будет стоить 12-недельная стажировка во Флоренции. Для всех участников программы предусмотрены 4-недельные языковые курсы – не меньше 20 академических часов в неделю. По окончании выдается сертификат, подтверждающий текущий уровень языка. В базовый пакет включено проживание в общежитии или в семье носителей языка, а также медицинская страховка, трансфер и визовая поддержка.
Подобные стажировки предлагает и компания International Internships. Это более 20 специализаций, включая наиболее популярные – менеджмент, управление персоналом, работу с социальными сетями и пр. Требования к соискателям – наличие хотя бы небольшого опыта в той сфере, где они хотят стажироваться, и ограничение по возрасту до 30 лет. Доступны варианты на август-сентябрь, средний срок – 4-8 недель. Самые бюджетные варианты – Аргентина (2200 долларов), Бразилия (2950 долларов) и Новая Зеландия (3950 долларов), но по сравнению с континентальной Европой разница в цене невелика.
Однако самый дешевый, но и наиболее сложный путь – все делать самостоятельно. Отслеживать вакансии, писать письма и рассылать резюме. А ведь ежедневно на тематических сайтах появляются десятки вакансий о поиске стажеров разных специализаций по всему миру.