В Плехановском университете представили лучшие практики повышения финансовой грамотности

14 и 15 декабря в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялся всероссийский семинар «Повышение финансовой грамотности обучающихся».

В условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными.

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялся всероссийский семинар «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

В приветственной речи заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина отметила, что «высокий уровень потребительской грамотности имеет большое социальное значение и помогает людям эффективно планировать семейный бюджет, ориентироваться в сложных продуктах и услугах, предлагаемых финансовыми институтами, снижать риски при инвестировании. Сегодня на уровне общего и среднего профессионального образования важно сформировать базовые навыки у молодежи, умение ответственно распоряжаться денежными средствами. Однако сложность реализации данных задач состоит в отсутствии у педагогических работников, ведущих профильные занятия, специального экономического или финансового образования. В рамках взаимодействия Министерства образования, Министерства финансов и Банка России, утверждена дорожная карта по внедрению финансовой грамотности во все уровни образования».

В рамках семинара прошло обсуждение вопросов внедрения финансовой грамотности в образовательную систему страны, подходов к подготовке школьных преподавателей и рассмотрение, как на практике происходит реализация совместных проектов Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ, Банка России. Участие в работе семинара приняли представители органов управления образованием более чем из 50 регионов России.

Выступая перед собравшимися гостями, финансовый омбудсмен Павел Медведев обратил внимание, «что на данный момент мало иметь хорошее финансовое образование, необходимо иметь и опыт работы на финансовом рынке».

В виду особенностей менталитета россиян, которые считают, что государство ответственно за решение их финансовых проблем, в нашей стране подобные стратегии имеют особое значение. Опросы показывают, что у большинства российских домохозяйств отсутствуют навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Для России подобная практика имеет особое значение. Лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений, 38% граждан отмечают, что существуют много финансовых услуг, в которых трудно разобраться.

Участие в работе семинара приняли представители органов управления образованием более чем из 50 регионов России

Минфин подготовил проект содействия повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ. О цели данного проекта и предполагается ли взаимодействие с образовательными организациями в его рамках рассказала заместитель директора департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Анна Валькова: «Наше население испытывает повышенное ожидание от государства в решении своих проблем, у граждан отсутствует долгосрочное планирование, они не задумываются о том, что необходима подушка безопасности, у них нет необходимых навыков для планирования своего бюджета (семейного, личного), нет сберегательных навыков и умений. Эти сведения выявили базу проблем, с которой надо работать».

В рамках семинара ведущие эксперты в области повышения финансовой грамотности поделились своими практиками реализуемых программ в данном направлении. В частности в Плехановском университете реализуется целый ряд программ по финансовой грамотности. Особое внимание уделяется школьникам, для них проводятся просветительские лекции, экономические игры и мастер-классы «Личные финансы: что это, зачем о них думать, как ими управлять», «Хитрые цены», «Расчет налогов – это просто!», «Бухгалтерская справочная система «Главбух» нам поможет» и др. В процессе этих занятий школьники осваивают управление финансами для обеспечения потребления либо накопления – семейного или личного, использование электронной системы учета семейных расходов, управление семейным бюджетом, учет доходов семьи, планирование расходов семьи, управление денежными сбережениями семьи.