Самыми недооцененными сегодня себя считают врачи, учителя, психологи и юристы, они желают повышения зарплаты в среднем на 72, 60, 59 и 58% соответственно, выяснили специалисты исследовательского центра портала Superjob.ru, по заказу «Ведомостей» опросив этим летом 5700 представителей 45 профессий по всей России.
В десятку самых недооцененных специалистов также вошли медсестры, желающие повышения окладов в среднем на 56%, экологи и домашний персонал – на 53%, аудиторы – на 52%, экономисты и менеджеры по работе с клиентами – в среднем на 51%.
В десятку специалистов с наименьшими зарплатными амбициями вошли HR-менеджеры, которые хотели бы повышения оклада в среднем на 36%, продавцы-консультанты и менеджеры по качеству – на 40%, персональные водители и проектировщики – на 41%, архитекторы и кладовщики – на 42%, офис-менеджеры – на 43%, операторы колл-центра, менеджеры по закупкам и менеджеры по туризму – на 44%.
Как отмечает Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра Superjob.ru, называя небольшие величины прибавки (до 10 и 10–20%), работники чаще всего объясняют необходимость увеличения зарплаты не личными достижениями, успехами в работе или большим объемом обязанностей, а инфляционными процессами в экономике, удорожанием жизни и рыночными зарплатными предложениями.
Претенденты на более значительную прибавку, судя по комментариям респондентов, гораздо чаще ссылаются на личные достижения, прохождение курсов повышения квалификации и большой объем выполняемых функций.
«Увеличение зарплаты более чем в 1,5 раза считают справедливым представители тех профессий, чьи доходы катастрофически низки: 23% врачей и 22% экологов», – отмечает Голованова. Более чем двукратное повышение заработка назвали адекватным также низкооплачиваемые категории работников: вновь врачи (32%) и учителя (24%), а также психологи (21%).
Россиян, считающих, что им пока рано повышать зарплату, больше всего среди менеджеров по туризму (7%), переводчиков и спортивных тренеров (по 6%), пиарщиков, менеджеров по качеству, логистов и менеджеров по продажам (по 5%). По мнению Головановой, конкуренция специалистов в данных сферах деятельности высока, что заставляет работников трезво оценивать свои знания и умения, довольствоваться имеющимся и искать возможности для профессионального совершенствования и повышения производительности.
А вот среди медсестер и операторов колл-центров, напротив, не встретилось ни одного респондента, уверенного в адекватности размера оплаты труда. «Зарплата младшего медицинского персонала продолжает оставаться неоправданно низкой, несмотря на все уверения руководства страны, – считает Голованова. – В свою очередь, должность оператора колл-центра считается более подходящей для молодежи, делающей первые шаги на своем профессиональном пути, а потому и не предполагает больших окладов. Впрочем, и расстаются с такой работой так же легко, как находят ее».