Во время экономической рецессии стоимость образования становится одним из определяющих факторов при выборе бизнес-школы и страны обучения. Однако опрос, проведенный компанией Begin Group среди посетителей сайта www.begin.ru, показывает, что большинство потенциальных слушателей программ MBA и магистерских программ по-прежнему чаще всего выбирают обучение за границей, в частности в США, Канаде и Великобритании.
Какая страна
представляет для Вас наибольший интерес
в плане получения бизнес-образования?
США / Канада |
32,50% |
Великобритания |
25,00% |
Россия |
11,67% |
Швейцария |
9,58% |
Франция |
5,42% |
Китай |
5,00% |
Нидерланды |
2,92% |
Испания |
2,08% |
Другая |
5,83% |
В опросе приняли участие 240 посетителей сайта www.begin.ru.
Ответы участников опроса свидетельствуют о том, что наибольший интерес представляют возможности получения бизнес-образования в США и Канаде - треть посетителей сайта, принявших участие в исследовании, отдали предпочтение этим странам.
Второе место по критерию привлекательности занимает Великобритания, возможности бизнес-обучения в которой интересны для четвертой части участников опроса.
На третьем месте находится Россия, где бизнес-образование хотели бы получить 11,7% посетителей сайта, участвовавших в исследовании.
Также участники исследования проявили выраженный интерес к возможностям бизнес-обучения в таких странах, как Швейцария (9,6%), Франция (5,4%), Китай (5%), Нидерланды (2,9%) и Испания (2,1%).
Первенство США и Канады как стран, привлекательных для получения бизнес-образования, закономерно - США являются родиной МВА, бизнес-школы, действующие в этой стране, весьма авторитетны, занимая ведущие места в рейтингах и характеризуясь высоким конкурсом среди желающих поступить на образовательные программы.
Высокий интерес к европейскому бизнес-образованию, тон которому задает Великобритания, во многом обусловлен гибкостью образовательных программ. В большинстве европейских бизнес-школ обучение длится год, тогда как бизнес-школы США и Канады предлагают двухгодичные программы - хотя такое обучение более насыщенно, оно оказывается более привлекательным для тех, кто не хочет терять год карьеры. Процедура поступления в европейские бизнес-школы также более гибкая, кроме того, стоимость обучения в Европе значительно дешевле, чем в США.
Предпочтение участниками опроса России в качестве страны для получения бизнес-образования в первую очередь связано с возможностью обучения без отрыва от основной работы и семьи. Важное значение имеет и фактор более низкой стоимости бизнес-образования в России по отношению к странам Запада. Кроме того, образовательные программы, предлагаемые российскими бизнес-школами, ориентированы на реалии отечественного бизнеса, что также для многих потенциальных слушателей является немаловажным фактором при выборе бизнес-школы.
Результаты проведенного опроса в целом соответствуют данным статистики Graduate Management Admission Council (GMAC) относительно предпочтений россиянами различных стран для получения бизнес-образования (эти данные рассчитываются на основании информации, приводимой поступающими на обучение по программам бизнес-образования при выполнении теста GMAT).
Согласно данным статистики GMAC, в 2009 учебном году абитуриенты программ МВА из России наибольший интерес проявили к возможностям получения бизнес-образования в США и Великобритании. Доли направленных в бизнес-школы этих двух стран результатов по тесту GMAT от общего числа результатов по тесту GMAT, направленных российскими абитуриентами в различные страны, составили 54,8 и 14,1% соответственно.
Третью, четвертую и пятую позиции среди стран, наиболее востребованных российскими абитуриентами для получения бизнес-образования в 2009 учебном году заняли соответственно Франция (7,8%), Испания (4,3%) и Россия (3,1%). При этом доля России являлась несколько заниженной в связи с тем, что сдача теста GMAT на сегодняшний день не во всех российских бизнес-школах обязательна для поступления.
Десять стран, бизнес-школы которых являлись наиболее востребованными среди российских абитуриентов в 2009 учебном году
Страна |
Количество направленных результатов по тесту GMAT |
Доля, % |
|
1. |
США |
2 369 |
54,81% |
2. |
Великобритания |
608 |
14,07% |
3. |
Франция |
337 |
7,80% |
4. |
Испания |
187 |
4,33% |
5. |
Россия |
135 |
3,12% |
6. |
Швейцария |
125 |
2,89% |
7. |
Канада |
105 |
2,43% |
8. |
Нидерланды |
88 |
2,04% |
9. |
Италия |
83 |
1,92% |
10. |
Германия |
52 |
1,20% |
Другие страны |
233 |
5,39% |
|
Общее количество результатов по тесту GMAT, направленных в страны TOP-10 |
4 322 |
100,00% |
Источник: GMAC.
Среди различных бизнес-школ наибольший интерес абитуриенты из России проявили к Лондонской бизнес-школе (London Business School), Европейскому институту делового администрирования (INSEAD) и Бизнес-школе Колумбийского университета (Columbia Business School) - в эти школы было направлено наибольшее количество результатов по тесту GMAT. В число десяти наиболее востребованных россиянами бизнес-школ вошла одна российская школа - это Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
Десять бизнес-школ, наиболее востребованных среди российских абитуриентов в 2009 учебном году
1. |
London Business School |
2. |
INSEAD |
3. |
Columbia University |
4. |
Harvard University |
5. |
St. Petersburg State University |
6. |
Stanford University |
7. |
University of Pensilvania |
8. |
HEC School of Management |
9. |
New York University |
10. |
University of Chicago |
Источник: GMAC.
Примечательно, что, несмотря на существенное снижение интереса россиян к возможностям получения бизнес-образования в США в 2009 учебном году по отношению к 2005 учебному году (доля США в TOP-10 стран за рассматриваемый период сократилась с 71,8 до 54,8%), в 2009 учебном году шесть из десяти бизнес-школ, наиболее востребованных российскими абитуриентами, были представлены бизнес-школами США.