Россияне выбирают Северную Америку и Великобританию

Дата публикации 28.05.2010

Во время экономической рецессии стоимость образования становится одним из определяющих факторов при выборе бизнес-школы и страны обучения. Однако опрос, проведенный компанией Begin Group среди посетителей сайта www.begin.ru, показывает, что большинство потенциальных слушателей программ MBA и магистерских программ по-прежнему чаще всего выбирают обучение за границей, в частности в США, Канаде и Великобритании.

Какая страна представляет для Вас наибольший интерес в плане получения бизнес-образования?

США / Канада

32,50%

Великобритания

25,00%

Россия

11,67%

Швейцария

9,58%

Франция

5,42%

Китай

5,00%

Нидерланды

2,92%

Испания

2,08%

Другая

5,83%

В опросе приняли участие 240 посетителей сайта www.begin.ru.

Ответы участников опроса свидетельствуют о том, что наибольший интерес представляют возможности получения бизнес-образования в США и Канаде - треть посетителей сайта, принявших участие в исследовании, отдали предпочтение этим странам.

Второе место по критерию привлекательности занимает Великобритания, возможности бизнес-обучения в которой интересны для четвертой части участников опроса.

На третьем месте находится Россия, где бизнес-образование хотели бы получить 11,7% посетителей сайта, участвовавших в исследовании.

Также участники исследования проявили выраженный интерес к возможностям бизнес-обучения в таких странах, как Швейцария (9,6%), Франция (5,4%), Китай (5%), Нидерланды (2,9%) и Испания (2,1%).

Первенство США и Канады как стран, привлекательных для получения бизнес-образования, закономерно - США являются родиной МВА, бизнес-школы, действующие в этой стране, весьма авторитетны, занимая ведущие места в рейтингах и характеризуясь высоким конкурсом среди желающих поступить на образовательные программы.

Высокий интерес к европейскому бизнес-образованию, тон которому задает Великобритания, во многом обусловлен гибкостью образовательных программ. В большинстве европейских бизнес-школ обучение длится год, тогда как бизнес-школы США и Канады предлагают двухгодичные программы - хотя такое обучение более насыщенно, оно оказывается более привлекательным для тех, кто не хочет терять год карьеры. Процедура поступления в европейские бизнес-школы также более гибкая, кроме того, стоимость обучения в Европе значительно дешевле, чем в США.

Предпочтение участниками опроса России в качестве страны для получения бизнес-образования в первую очередь связано с возможностью обучения без отрыва от основной работы и семьи. Важное значение имеет и фактор более низкой стоимости бизнес-образования в России по отношению к странам Запада. Кроме того, образовательные программы, предлагаемые российскими бизнес-школами, ориентированы на реалии отечественного бизнеса, что также для многих потенциальных слушателей является немаловажным фактором при выборе бизнес-школы.

Результаты проведенного опроса в целом соответствуют данным статистики Graduate Management Admission Council (GMAC) относительно предпочтений россиянами различных стран для получения бизнес-образования (эти данные рассчитываются на основании информации, приводимой поступающими на обучение по программам бизнес-образования при выполнении теста GMAT).

Согласно данным статистики GMAC, в 2009 учебном году абитуриенты программ МВА из России наибольший интерес проявили к возможностям получения бизнес-образования в США и Великобритании. Доли направленных в бизнес-школы этих двух стран результатов по тесту GMAT от общего числа результатов по тесту GMAT, направленных российскими абитуриентами в различные страны, составили 54,8 и 14,1% соответственно.

Третью, четвертую и пятую позиции среди стран, наиболее востребованных российскими абитуриентами для получения бизнес-образования в 2009 учебном году заняли соответственно Франция (7,8%), Испания (4,3%) и Россия (3,1%). При этом доля России являлась несколько заниженной в связи с тем, что сдача теста GMAT на сегодняшний день не во всех российских бизнес-школах обязательна для поступления.

Десять стран, бизнес-школы которых являлись наиболее востребованными среди российских абитуриентов в 2009 учебном году

 

Страна

Количество направленных результатов по тесту GMAT

Доля, %

1.

США

2 369

54,81%

2.

Великобритания

608

14,07%

3.

Франция

337

7,80%

4.

Испания

187

4,33%

5.

Россия

135

3,12%

6.

Швейцария

125

2,89%

7.

Канада

105

2,43%

8.

Нидерланды

88

2,04%

9.

Италия

83

1,92%

10.

Германия

52

1,20%

Другие страны

233

5,39%

Общее количество результатов по тесту GMAT, направленных в страны TOP-10

4 322

100,00%

Источник: GMAC.

Среди различных бизнес-школ наибольший интерес абитуриенты из России проявили к Лондонской бизнес-школе (London Business School), Европейскому институту делового администрирования (INSEAD) и Бизнес-школе Колумбийского университета (Columbia Business School) - в эти школы было направлено наибольшее количество результатов по тесту GMAT. В число десяти наиболее востребованных россиянами бизнес-школ вошла одна российская школа - это Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Десять бизнес-школ, наиболее востребованных среди российских абитуриентов в 2009 учебном году

1.

London Business School

2.

INSEAD

3.

Columbia University

4.

Harvard University

5.

St. Petersburg State University

6.

Stanford University

7.

University of Pensilvania

8.

HEC School of Management

9.

New York University

10.

University of Chicago

Источник: GMAC.

Примечательно, что, несмотря на существенное снижение интереса россиян к возможностям получения бизнес-образования в США в 2009 учебном году по отношению к 2005 учебному году (доля США в TOP-10 стран за рассматриваемый период сократилась с 71,8 до 54,8%), в 2009 учебном году шесть из десяти бизнес-школ, наиболее востребованных российскими абитуриентами, были представлены бизнес-школами США.