Роль математики в современном бизнес-образовании и не только

Интервью с профессором Высшей школы управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова, д.т.н. Олегом Анатольевичем Косоруковым 

Косоруков Олег АнатольевичРасскажите, пожалуйста, в чем заключается современность образования, которое даётся в Высшей школе управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова?

– Могу ответить на этот вопрос в части блока количественных дисциплин, который представляю, а именно: математика, методы исследования в менеджменте, интеллектуальные методы анализа бизнес-информации, системный анализ и теория принятия решений, математическое моделирование интеллектуальных систем, методы анализа данных, методы и модели корпоративной аналитики, моделирование и количественный анализ в бизнесе, количественные методы теории принятия решений, количественные методы в менеджменте, количественные методы управления рисками. Конечно, «современность» в изучении математических дисциплин не является самоцелью.

Часто в университетах требуют независимо от дисциплины использовать только учебники последних лет, но это не совсем корректно для математических дисциплин. Формулы геометрии древних греков мы и сейчас изучаем в школе. Есть замечательные книги математической направленности, нисколько не утратившие своей актуальности сегодня. Другое дело, что, например, примеры практического применения количественных методов мы пытаемся брать из современной бизнес-практики. В частности, внимательно отслеживаем публикации мирового лидера в области практики исследования операций – американского журнала Interfaces.

На занятиях активно используем современные компьютерные инструменты и программы для количественного анализа данных. Так, революционный шаг в аналитической платформе Deductor, а именно переход к Loginom, внедрен в нашу практическую работу со студентами.

Недавно мы зарегистрировали новое средство массовой информации России – электронный журнал «Практика исследования операций в России». Там мы планируем публиковать статьи о самых современных успешных результатах применения тех методов, которые изучаем на занятиях, активно обсуждать эти материалы в рамках учебных занятий, ну и, конечно, привлекать наших студентов к поиску и формированию материалов журнала.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о месте математических дисциплин в вашей программе МВА «Управление корпоративными инновациями».

– Особенность изучения математических дисциплин в программе МВА заключается в том, что, в отличие от студентов бакалавриата и магистратуры, слушатели программ МВА и профессиональной подготовки более требовательны и знают, что именно им нужно для работы. Это, как правило, люди с конкретными запросами в сфере количественных методов. Но эти запросы могут существенно отличаться друг от друга в рамках одной группы. Мы стараемся больше уделять внимание вопросам практического использования методов и инструментов, больше рассказываем и обсуждаем практики успешного применения количественных методов анализа и Big Data. Часть учебных заданий ориентированы на формирование и анализ сюжетов, которые слушатели формируют из своей собственной практики. Как одну из целей обучения мы ставим достижения прогресса слушателей в своей реальной производственной деятельности. Наша цель – дать слушателям те знания и навыки, отдачу от которых они получили бы в своей практической деятельности как можно быстрее и рельефнее.

Как вы оцениваете востребованность количественных дисциплин в бизнес-образовании в настоящее время?

– Еще несколько лет назад рынок корпоративных аналитических систем в России был настолько мал, что вопросы и проблемы бизнес-аналитики обсуждались в узком кругу профессионалов, а к запуску аналитических проектов относились с большим недоверием.

Однако с тех пор, как компании получили возможность собирать и хранить значительные объемы информации, ситуация коренным образом изменилась: в стране и в мире начался экспоненциальный рост рынка систем бизнес-аналитики. Этому немало способствовали снижение сложности и стоимости внедрения таких систем и примеры успешных решений в области корпоративных аналитических систем.

Сейчас часто стали звучать выражения «демократизация Big Data» или «демократизация аналитики», которые говорят именно о том, что анализ данных становится массовой технологией. Менеджеры компаний получили реальный инструментарий для анализа своих бизнес-пользователей, работы со множеством источников, получили реальную возможность свободного исследования данных и быстрой проверки своих гипотез.

Менеджеры становятся все более независимыми от IT-департамента. Приведу лишь такие данные: 150 тыс. свободных вакансий бизнес-аналитиков только в США. По прогнозам статистического управления Минтруда США, в ближайшие несколько лет появятся десятки миллионов исследователей данных по всему миру, тогда как сейчас их количество оценивается примерно в 2 млн.

Все это хорошо коррелирует с ростом интереса слушателей к дисциплинам количественного блока. Слушателей интересуют как инструментальные методы анализа данных, так и примеры успешных проектов с использованием технологий Data Mining, Machine Learning, Data Analitics, Big Data и т.д. Для успешной работы с этими технологиями необходимо понимание математических основ этих технологий, знание статистики, умение интерпретировать результаты работы аналитических моделей. В дисциплинах нашего блока активно используем аналитическую платформу Loginom, которая развивается под девизом «минимум кодирования» и в полном объеме реализует принципы демократизации аналитики.

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте