Рекрутеры все реже интересуются низкооплачиваемыми специалистами

Дата публикации 10.12.2013

Объем российского рынка подбора персонала в прошлом году вырос на 16% и достиг 11,279 млрд руб. (около 380 млн долларов), т. е. в 100 раз меньше британского, в 500 раз меньше американского рынка и почти в 1000 – мирового, подсчитали исследователи из крупнейших рекрутинговых агентств (список смотрите в конце заметки). Управляющего партнера агентства «Контакт» Марину Тарнопольскую объем и темпы роста рынка не смущают. «Мы принадлежим к развивающемуся рынку, – поясняет она. – Если данные по обороту соотнести с численностью населения страны, мы поймем, что у российского рынка рекрутмента возможности роста и темпы развития гораздо выше, чем на зарубежных рынках».

Только квалифицированных


Средняя стоимость закрытой вакансии за минувший год выросла значительно больше – на 40% и составила 189 533 руб., утверждают исследователи. Гендиректор АЧАЗ Екатерина Горохова утверждает, что коммерческие условия подбора не изменились – премия за закрытую вакансию равняется в среднем окладу кандидата за 2,5-3 месяца. По ее словам, средний показатель вырос прежде всего потому, что компании все реже обращаются к рекрутерам за поиском линейного персонала, все чаще – в поисках менеджеров среднего и высшего звена, а также за высокооплачиваемыми и редкими на рынке специалистами. Тарнопольская с нею согласна: рост зарплат (а значит, стоимость одной закрываемой позиции) в прошлом году составил 7-10%, зато крупным компаниям, составляющим основу выборки исследования, все чаще поручают более дорогие проекты и более высокозначимые позиции. Горохова замечает, что более сложные задачи и более высокие позиции требуют от рекрутеров больше сил и времени: если пару лет назад на закрытие позиции в среднем нужно было 2,5-3 месяца, то теперь – 3,5-4.

Набирают больше всех


Согласно исследованию лидирующими отраслями, в которых осуществляется подбор персонала, стали: промышленное производство (11%-ная доля оборота рынка рекрутмента), товары народного потребления (9%), медицина и фармацевтика (9%), автомобильная промышленность (9%), строительство, недвижимость, девелопмент, архитектура, дизайн (9%). Значительно сократилась доля отрасли «Банки, инвестиционные компании, страхование» (с 22 до 8%). «Наиболее активно услугами кадровых агентств теперь пользуются компании из секторов промышленного производства, производства и продажи товаров народного потребления, медицины и фармацевтики, IT и телекома, а также автопром, строительные компании и розничные сети, отмечает Татьяна Баскина, заместитель гендиректора кадрового холдинга «Анкор». Баскина и Горохова считают, что компании упомянутых отраслей все чаще стараются осуществить поиск и подбор собственными силами. «Но общая нехватка квалифицированных кадров в России позволит сохранить спрос на услуги внешних рекрутеров на высоком уровне, – говорит Баскина. – Приоритетными же направлениями, в которых компаниям необходима помощь консультантов, в 2014 г. будут услуги, направленные на удержание, обучение и развитие персонала».

«Спрос на массовый подбор сегодня можно отметить лишь в направлениях ТНП и ритейл, тогда как годом ранее практически во всех направлениях персонал набирали массово, – отмечает Светлана Белова, HR-бизнес-партнер холдинга «Империя кадров». По ее словам, с каждым годом набирает обороты популярность привлечения временного персонала. «Если раньше он ассоциировался с сезонными рабочими, которых можно привлечь, например, на сбор клубники или картофеля, то сейчас такие работники все чаще привлекаются на конкретные проекты – например, провести архивирование или опись документооборота. Если раньше услугой привлечения временного персонала пользовались только западные компании, то сейчас среди наших клиентов, обратившихся за этой услугой, 30% – это российские компании, которые ощутили преимущества этого направления». По данным исследования, большая часть рынка рекрутмента (62%) приходится на временный персонал, тогда как доля постоянного персонала занимает около 38% рынка.

Проблем никто не отменял


«В 2012 г. рынок труда хоть и медленно, но развивался, – отмечает Белова. – Очевидное замедление роста мировой экономики, слабый экономический рост в России, проблемы в российской банковской системе, ухудшение в производственном секторе – все это повлияло на стагнацию кадрового рынка в этом году». Директор департамента подбора постоянного персонала компании Adecco Ольга Овчинникова считает, что рынок стал более зрелым, а решения о подборе компании принимают гораздо более осторожно и взвешенно, нежели раньше, и эта тенденция будет сохраняться. На ее взгляд, скорее всего будет меняться структура потребностей работодателей, например будут пользоваться все большим спросом IT-специалисты, специалисты в области финансов, логистики, маркетинга, которые обладают опытом и экспертизой в области инноваций решений и технологий: «В связи с развитием бизнеса наших клиентов появляются новые функции и, следовательно, новые типы вакансий». Горохова считает, что стагнация экономики не уронит рынок рекрутмента: если рост отрасли в прошлом и нынешнем году ко всему прочему подстегивали заказы на персоналии олимпийского Сочи, то в дальнейшем экономика будет нуждаться в квалифицированных кадрах все больше и больше, тем более что демографической проблемы никто не отменял.

*Заказчиками исследования рынка рекрутмента являются Adecco, Antal Russia, Cornerstone, Kelly Services, Manpower, Ventra Employment, агентство «Контакт», «Анкор», «Империя кадров», МАТМ, «Юнити», а также Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ) и «Эксперты рынка труда» (ЭРТ).