Рекомендательное сочинение

Дата публикации 29.11.2011

Некоторые кандидаты на поступление на программы МВА считают, что получив рекомендации от главы компании (которого они, может быть, никогда и в глаза не видели), они обеспечивают себе благосклонность приемной комиссии. Однако это не имеет ничего общего с действительностью.

Есть два простых правила при выборе человека, дающего рекомендацию: он должен очень хорошо знать ваши профессиональные качества и должен написать рекомендацию самостоятельно.

Типичная «неправильная» рекомендация – написанная человеком, слабо представляющим, кто вы как профессионал (например, тот самый генеральный директор). Она полна хвалебных слов, и в ней нет ни одного подтверждения этим словам. Такие письма составлены из общих слов и банальностей, которые тут же видны. Напротив, прекрасная рекомендация обычно принадлежит перу человека, хорошо вас знающего (по работе), который может привести реальные примеры, показывающие ваши лидерские навыки, способность к командной работе и деловые качества. Такой человек может написать что-то, о чем вы давно забыли или не придаете значения. Он напишет то, что кажется важным именно ему, давая тем самым прекрасный «взгляд со стороны» – именно то, что нужно приемной комиссии.

Итак, идеальный автор рекомендации – ваш непосредственный руководитель, коллега или клиент. Громкая должность или принадлежность к выпускникам конкретной бизнес-школы не произведут впечатления на приемную комиссию.

Второе. Постарайтесь выбрать для рекомендаций разных людей, видевших вашу работу с разных сторон, чтобы они не написали в своих письмах одно и то же. Например, непосредственный руководитель и его непосредственный начальник – не лучшая пара для рекомендаций. Они обычно знают вашу работу с одной и той же стороны.

Если у вас есть возможность избежать самостоятельного написания рекомендации, вам повезло. Приемная комиссия, скорее всего, распознает ваш стиль и поймет, что рекомендация написана вами. Кроме того, наверняка то, что вы напишете, будет перекликаться с резюме и эссе, ведь их тоже писали вы.

Однако вы вполне можете подсказать авторам ваших рекомендаций, о чем должны быть эти письма: для чего нужна рекомендация, какие у вас цели, какие успешные проекты выполнены вами; также попросить их написать о ваших бизнес-навыках, а не о сугубо технических или иных умениях. Можно даже написать что-то типа «плана» рекомендации – этим вы поможете тем, кто пишет письмо. Но этим ваша «помощь» должна ограничиться – сама рекомендация должна быть полностью написана другим человеком, выдержана в его собственном стиле и с оригинальными примерами. Наконец, если человек взялся за написание рекомендации, он верит в вас и ему небезразлично ваше будущее; если же человек отказывается, вы можете сделать соответствующие выводы.