К.А. Хомкин, к.т.н., зам. декана ФИТБ АНХ, доцент кафедры управления проектами
Источник: ФИТБ АНХ при Правительстве РФ
Традиционно сфера управления инновационной деятельностью носит междисциплинарный характер. Специалист, которому поручено управлять инновационным проектом, должен быть компетентным сразу в нескольких областях знания. Безусловно, он должен быть в первую очередь квалифицированным управленцем, способным принимать правильные решения в условиях серьезных рисков и полной неопределенности. Однако сфера управления инновационными проектами часто требует от руководителя владеть достаточно специализированными профессиональными навыками.
Так, например, решая вопросы управления финансами проекта, непосредственно руководителю необходимо понимание сущности процессов венчурного и бизнес-ангельского финансирования. Помимо этого, необходимыми являются также эффективные навыки отбора проектов для инвестирования; понимание принципов оценки стоимости инновационного проекта. Совершенно не лишним будет умение использовать возможности поддержки инновационных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
При управлении инновационными проектами в компании важно владеть такими компетенциями, как навыки анализа бизнеса и нахождения новых технологических возможностей для его развития; навыки формирования эффективных портфелей предложений при создании программ развития компаний; умение производить оценки устойчивости и адаптационного потенциала компаний на основе характера распределения ресурсов; навыки анализа и управления интеллектуальными ресурсами компании, оценки коммерциализуемости результатов НИОКР и их потенциальной ценности для бизнеса.
Безусловно, управленец, владеющий перечисленными выше умениями и навыками, будет востребован и успешен и в рутинном бизнесе, однако вступая на тропу инновационного развития без этих компетенций достаточно сложно добиться успеха.
Современные образовательные продукты в обязательном порядке должны ориентироваться именно на компетентностный подход. Построение образовательной программы от образовательных результатов, т.е. от перечня конкретных умений и профессиональных навыков, которыми должен обладать человек, успешно прошедший подготовку, в определенной степени гарантирует результат обучения. В области управления инновационными проектами примером такой программы является программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент», реализуемая факультетом инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Программа исторически была сориентирована на подготовку квалифицированных специалистов именно по управлению проектами в сфере инновационной деятельности. При непосредственном участии преподавателей и сотрудников факультета был в свое время подготовлен профессиональный стандарт «Менеджеры инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах». Участие в работе над созданием Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к профессии менеджера инновационной деятельности по заказу Минпромнауки и Минтруда России было без преувеличения этапным событием для Факультета. Работа проводилась по международным методикам под руководством Минтруда России на основе анализа фактической профессиональной деятельности малых инновационных фирм, инфраструктуры поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, служб коммерциализации в НИИ и вузах.
В 2007-2008 годах Академия народного хозяйства была участником приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого было разработано много уникальных учебно-методических материалов. Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ был в числе бизнес-школ, участвовавших в реализации этого проекта. Непосредственно для факультета результатом этого проекта стала подготовка более 40 новых учебно-методических комплексов, ориентированных именно на формирование специализированных управленческих компетенций менеджера инновационного проекта. Большая часть новых комплексов попала в программы факультета. Это и программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент», и программа второго высшего образования (магистерская программа) «Технологический менеджмент», а также два десятка программ уровня профессиональной переподготовки и повышения квалификации, также реализуемые факультетом. Нужно отметить, что все без исключениия программы имеют ярко выраженную инновационно-технологическую направленность, покрывая значительный спектр вопросов управления проектами от стадии отбора идеи до стадии завершения бизнеса.
Подводя итоги нужно отметить, что, выбирая программу дополнительного профессионального образования, необходимо ориентироваться в первую очередь на свои ожидания и соответствие этим ожиданиям тех образовательных результатов, которые заявлены в программе. По мнению выпускников ФИТБ АНХ, их ожидания в основном были оправданы, что подтверждается как серьезным ростом заработной платы большинства выпускников, так и заметным ростом масштабов проектов, которыми они управляют.