Почему работодателям выгодно кормить сотрудников

Дата публикации 11.06.2013

Если рабочим на производстве не компенсируют расходы на питание, в столовую обычно ходит только от 10 до 30% персонала, остальные питаются бутербродами и другой принесенной с собой едой, рассказал Олег Лобанов, гендиректор сервисной компании «Корпус групп», которая организует корпоративные столовые во многих крупных компаниях, например на «АвтоВАЗе», ГАЗе, в «Башнефти», «Русале», «Сибуре». Как только вводятся дотации на обед, в столовую начинают ходить до 90% сотрудников, количество больничных листов сокращается, замечает Лобанов, ссылаясь на исследования работодателей.

Кто работает, тот ест

После того как в компании «Русал» начала действовать программа дотаций на питание, посещаемость столовых выросла примерно с 40% в 2004 г. до более чем 90% в 2012 г. «Рабочие перестали носить с собой судочки, термосы и бутерброды для перекуса, – рассказали в пресс-службе компании. – «Русал» из собственных средств дотирует питание рабочих на предприятиях, и размер дотации – 70 руб. на человека в день – практически полностью покрывает стоимость комплексного обеда из трех блюд». Если такого обеда сотруднику мало, он может доплатить и докупить, например, вторую котлету или пирожное, в таких случаях средний чек составляет 82 руб. (т. е. доплата не превышает 12 руб.). «Всего по стране мы работаем с 14 компаниями – операторами питания, отобранными на тендерной основе, – объяснили в пресс-службе. – Меню в каждом отдельном регионе оператор определяет самостоятельно, учитывая пожелания рабочих предприятий. Качество еды у операторов контролируют профсоюзы: если оно не устраивает рабочих или оператор необоснованно завышает цены, то “Русал” расторгает договор и проводит новый тендер. Тендер проводится на ежегодной основе, и мы всегда наблюдаем большой конкурс среди операторов на получение столь крупного заказа. Поэтому при определении победителя мы учитываем и то, есть ли у оператора опыт работы именно с крупными промышленными предприятиями».

На одном металлургическом предприятии разработали необычную систему дотаций на питание: рабочим выделяют 5 руб. за каждый отработанный час, приводит пример Лобанов. После этого нововведения в корпоративную столовую начали ходить 88% персонала, и это довольно высокая посещаемость в сравнении с другими российскими заводами.

Если работодатели компенсируют менее 50% стоимости обеда, то посещаемость столовой обычно бывает не более 50-55%, как показывают исследования «Корпус групп». 76% сотрудников, которые не ходят в столовую, носят перекусы с собой, из чего следует, что 24% вообще не едят на работе. А пропуск обеда не лучшим образом отражается на их здоровье. Например, каждый десятый больничный лист работники российских добывающих предприятий берут в связи с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует из данных Росстата.

Суп-пюре из каштанов

«Мы оплачиваем сотрудникам ежедневно обед на 220 руб. в кафе, которое расположено на первом этаже нашего бизнес-центра. С июня дотация будет повышена до 250 руб.», – рассказывает Татьяна Андреева, HR-директор Volvo Cars Russia. Кстати, ближайший к офису пункт питания – это «Макдоналдс», и ежедневные походы туда могли плохо сказаться на здоровье сотрудников, замечает она. В кафе же довольно разнообразное меню, и каждый может выбрать подходящий обед. Такая организация системы питания удобна для всех, убеждена Андреева: «Во-первых, она позволяет сотрудникам легко уложиться в отведенное на обед время. Во-вторых, она позволяет избежать распространения запаха еды по офису, когда ее разогревают в микроволновках или заказывают доставку».

Однако некоторые компании, офисы которых расположены в городе с насыщенной инфраструктурой, предпочитают, чтобы сами сотрудники выбирали, где и как им питаться. «Мы не организовываем питание сотрудников, и своей столовой у нас нет, – говорит президент ГК «Корпорация «Газэнергострой» Сергей Чернин. – Особой необходимости в этом нет: офис находится в центре города, вокруг много ресторанов с недорогими бизнес-ланчами. Когда-то мы пытались заниматься организацией питания сотрудников, но пришли к выводу, что ничего хорошего в этом нет: постоянные запахи еды в офисе ни к чему. Кроме того, в компании многие сотрудники занимаются проектной работой, часто бывают в командировках и на встречах. Поэтому право выбора обеда мы оставили за ними».

Впрочем, организация работы столовой, продуманное меню и компенсация затрат на питание, как оказывается, вовсе не гарантия того, что сотрудники останутся сыты и довольны. Как правило, через полгода наступает усталость от услуги, даже качественная еда приедается, сотрудникам хочется чего-то нового и они начинают реже ходить в столовую, замечает Лобанов. Поэтому мы, например, регулярно меняем меню, предлагаем летние и зимние варианты питания, добавляет он. «Однако разнообразить меню приходится все-таки за счет традиционных рецептов – например, суп-пюре из каштанов, который «Корпус групп» предлагала на АТЭС, в рабочих столовых вряд ли оценят», – отмечает Лобанов.