В последние годы часто поднимают тему о кризисе бизнес-образования, в частности, что касается полноформатных программ MBA, длящихся от года до двух. Связаны подобные разговоры, прежде всего, с общим замедлением экономического роста по всему миру: все чаще на профессиональных конференциях звучат мнения, что столько обладателей степени МВА рынку уже не нужно. Как итог - многочисленным выпускникам, которые прерывают свои карьеры и уходят с головой в образование как минимум на год, с каждым годом все сложнее искать работу и возвращать потраченные на образование средства.
Запросы студентов к бизнес-школам меняются - никто не хочет тратить время на лекции профессоров, которые доступны онлайн, от бизнес-школ просят максимально практичных инструментов и навыков. Отчасти это стало толчком к росту популярности модульных программ (которые идут несколько дней подряд в месяц), на которых студенты учатся без отрыва от основной работы и где они не просто получают академические знания, но делают реальные проекты, готовые к запуску.
В России программы MBA (сюда входят как программы MBA для аудитории до 30 лет и Executive MBA для тех, кому за 35) существуют не так давно. У российских топ-менеджеров, скажем откровенно, до конца нет понимания, зачем им, уже возглавляющим крупные и сильные компании, нужно снова учиться. Культура life-long-learning, образование в течение всей жизни, только начинает формироваться. Первые признаки этого - изменения запросов к бизнес-школе, которое мы чувствуем на программах MBA за последние пять лет.
Мы выделили четыре основных тренда в подходах к бизнес-образованию у российских предпринимателей и топ-менеджеров:
Программы МВА исторически были созданы для корпоративных сотрудников, которые шли на них с простой целью - получить продвижение в карьере и более высокие зарплаты. Как добавление к этому - приобретение управленческого инструментария и универсальных знаний, которые могут быть востребованы в любой точке мира.
Сегодня мы видим несколько иную картину - прибавка к зарплате после программ МВА уже не гарантируется, потому что степень MBA становится стандартом, а знания все более доступны - онлайн-курсы от лучших университетов мира представлены на нескольких платформах.
Топ-менеджеры, достигшие стеклянного потолка на своей работе и максимума в карьерном развитии, пытаются получить новые смыслы и вдохновение и идут за этим в бизнес-школы.
Как правило, студенты Executive МВА уже являются успешными менеджерами или собственниками бизнеса, и, несмотря ни на что, хотят остаться и делать бизнес в России. Более того, они стремятся найти возможности стать более эффективным не только для бизнеса, но и для общества. Этот зарождающийся тренд, несомненно, радует - накопилась определенная масса людей, уже успешных, состоявшихся и состоятельных, находящихся на пике своих карьер, которые хотят направить свои бизнес-усилия на изменение страны изнутри. Показательны и проекты, которые запускают студенты во время учебы - от развития образовательных центров для детей до проектов в области урбанистики.
Фраза «кадры решают все» была сказана много десятилетий назад, но только сегодня многие менеджеры постепенно приходят к пониманию того, что ключевым элементом в управлении является человек. И если несколько лет назад среди абитуриентов Executive МВА были больше востребованы умения и знания, которые помогли бы в управлении проектной работой, то сейчас наметился серьезный сдвиг в сторону управления человеческими ресурсами.
Раньше во вступительных формах студенты чаще всего отмечали, что хотели бы получить знания в области бизнес-планирования, маркетинга, корпоративных финансов, бухгалтерии. Сейчас в этом списке акценты все чаще ставятся на развитие лидерских компетенций, организационное поведение, создание эффективной команды, управление талантами, мотивацию, выстраивание долгосрочных отношений.
Школы реагируют оперативно и включают в программы все больше курсов, посвященных soft skills (как раз «человеческим» навыкам, которые сложно измерить). Ведь без выстраивания команды и умения строить отношения успех категорически невозможен.
Почему происходят такие изменения? Потому что накоплен определенный опыт, российские управленцы осознали в полной мере ценность человеческого капитала для выстраивания успешной стратегии своей компании.
Все больше кандидатов на программы Executive МВА отмечают, что одна из ключевых целей обучения - это приобрести новых друзей и чему-то научиться у своих одноклассников. Когда тебе за 35, ты успешен и находишься в верхах бизнес-сообщества, вырваться из привычного окружения сложно. Студенты смотрят на бизнес-образование и группу, в которой будут учиться, как на сообщество себе равных, где они имеют возможность увидеть друг друга в деле и услышать критику в свой адрес. Последнее - это уникальный шанс, ведь топ-менеджеры и владельцы бизнеса редко получают объективную картину мира от своих подчиненных, и бизнес-школа - это одно из немногих мест, где это можно сделать.
Конечно, также надо принимать в расчет и некоторое влияние кризиса среднего возраста, когда люди склонны пересматривать свои взаимоотношения с окружающими. И данный формат здорового умного и открытого общения в этом очень помогает.
Взгляд на содержание бизнес-образования постепенно меняется, но отношение к нему, как к инвестиции, вряд ли изменится в ближайшее время. Скорее, наоборот, - мы наблюдаем, что участники программ стали гораздо тщательнее относиться к тем результатам, которые они получают, значит, и к содержанию отдельных модулей. Зачем слушать лекции, которые можно прочитать в интернете? Лучше пойти на программу, которая предоставит возможность решать практические задачи, в идеале - на примере собственной компании. Уже сегодня некоторые школы предоставляют такую возможность - по мере программы они шаг за шагом применяют изученные концепции к собственным предприятиям и внедряют проекты изменений, не дожидаясь получения диплома.
Мир и рынок меняются очень быстро, и, чтобы хотя бы оставаться на месте, бизнес-школы должны уметь изменяться. При этом ключевая идеологическая компонента, скорее всего, останется неизменной - это подготовка ответственных бизнес-лидеров, которые стремятся оставить для соотечественников и своей страны нечто большее, чем просто успешный бизнес.