В то время как количество рабочих мест сокращается, интерес к созданию собственного бизнеса растет особенно активно. В результате происходят изменения в учебных онлайн-программах MBA.
В прошлом получение степени MBA было доступно руководителям высшего звена – это считалось лучшим способом быстро подняться по карьерной лестнице и занять место в совете директоров. Затем наступила рецессия, и тысячи людей добавляли эти три буквы к своей подписи в надеже повысить свои шансы на трудоустройство. Сейчас, спустя несколько лет, программы MBA популярны как никогда.
Но теперь, когда рабочий день в корпорациях длится 12 часов и более, а занятость на данной работе в дальнейшем не гарантирована, многие принимают решение учиться на MBA совсем по другим причинам. Растущая привлекательность частной предпринимательской деятельности означает, что в программы MBA будут включены модули по открытию собственного дела. Согласно отчету Ассоциации бизнес-школ, представляющей британские бизнес-школы и управленческие колледжи, эта тенденция впервые проявилась прошлым летом. В отчете говорится: «В течение нескольких лет студенты MBA интересовались банковским делом, финансами и консалтингом. Сейчас ситуация меняется: трендом будущего, возможно, станет предпринимательство».
Ученые подтверждают сдвиг интересов. Сейчас много новых предпринимательских идей связаны с Интернетом, где необходимо работать очень быстро, чтобы избежать копирования идей. Так что неудивительно, что спрос на дистанционные программы MBA стремительно растет. Например, в Ливерпульском университете (University of Liverpool), крупнейшем в Европе провайдере онлайн-дипломов, более трети из 7,5 тыс. онлайн-студентов учатся на MBA, а предпринимательство становится все более значимым компонентом программы.
«За последние два года мы представили модули по социальным предприятиям, предпринимательству в развивающихся странах и предпринимательской деятельности в связи с растущим интересом студентов к этим предметам», – говорит Алан Сазерн (Alan Southern), директор по дистанционному обучению и старший преподаватель менеджмента.
В бизнес-школе Университета Дюрхэма (Durham University's Business School) в 2011 г. количество студентов онлайн-курса MBA выросло на 200%. Университет Уорвика (Warwick University), предлагающий модули по финансированию предпринимательской деятельности, созданию новых проектов, инновации и креативности, также подтверждает активный рост спроса. Студенты MBA в Университете Уорвика на занятиях разрабатывают собственные бизнес-планы, которые в дальнейшем можно будет использовать в работе.
Предпринимательский тренд распространяется и на традиционные программы MBA: в Лондонской бизнес-школе очный курс MBA включает в себя шесть предпринимательских факультативов; бизнес-школа Касс (Cass Business School) также предлагает в качестве опций MBA предпринимательские модули: «От создания собственного дела к успеху» и «Развитие новых продуктов».
Большую часть спроса на онлайн-курсы MBA формируют студенты из развивающихся стран.
По словам представителя Брэдфордского университета (Bradford University), 40% дистанционных студентов которого живут в развивающихся странах, традиционные модули по стратегии международного бизнеса заменяются более сфокусированными, такими как «Управление международным бизнесом в развивающихся экономиках».
В Ливерпульском университете аналогичная ситуация. «Девять из десяти наших онлайн-студентов живут в других странах, где также растет спрос на предпринимательское образование», – говорит г-н Сазерн.