МВА: Азиатский баланс

Дата публикации 01.11.2011

Центр глобального экономического роста все активнее смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Это существенно влияет на развитие бизнес-образования в странах Азии – местные студенты все чаще подают заявления в местные бизнес-школы. Кейсы об азиатских компаниях представляются им более ценными, чем об американских или европейских. Отсюда вопрос – стоит ли ожидать смещения интеллектуальной элиты в сторону Азии? Заменят ли Шанхай, Хайдарабад и Сингапур такие центры, как Массачусетс, Пенсильвания и Барселона?

В 2011 г. 8 азиатских бизнес-школ попали в топ-100 рейтинга Financial Times, в то время как в 2010-м их было только 3. Прошло всего 100 лет с тех пор, как в Harvard Business School появилась первая программа МВА. Не пришло ли время для новых лидеров?

Для лучших студентов из Азии местные бизнес-школы однозначно стали намного привлекательнее, чем раньше. По данным GMAC, за последние 5 лет количество заявок от студентов из Китая, Индии и Гонконга в местные бизнес-школы выросло на 229%. Конкурс в ведущие азиатские бизнес-школы – 6–10 человек на место, что уже сопоставимо с конкурсом в Harvard и Wharton. То же можно сказать и о среднем балле GMAT студентов азиатских бизнес-школ. Хотя ему не сравниться с 731 у Stanford GSB, он все равно достаточно высок – около 700.

Но очевидно, что для того, чтобы выйти на новый уровень конкуренции с ведущими западными бизнес-школами, азиатским нужно привлекать лучших студентов из-за рубежа. У некоторых это неплохо получается. Например, шанхайская CEIBS сумела увеличить количество иностранных студентов с 2% в 2005-м до 39% в 2011 г. Похожие результаты и у National University of Singapore – с 2006 г. ему удалось в 3 раза увеличить количество студентов из Северной Америки и в 4 раза – из Европы. Основная причина интереса студентов из-за рубежа, по мнению представителей бизнес-школ, в том, что многие транснациональные корпорации основывают штаб-квартиры в Азии и нуждаются в талантливых кадрах.

В Индии рост интереса к местным бизнес-школам со стороны иностранцев тоже есть, но он не столь быстрый. В 2011 г. в The Indian School of Business в Хайдарабаде иностранных студентов меньше на 10%, хотя за последние 2 года их стало больше на 26%.

Конечно, свою роль играют деньги. Точнее, отдача от инвестиций в бизнес-образование. Инвестиции в ведущие американские и европйеские бизнес-школы могут окупаться многие годы, ведь стоимость двухгодичного обучения уже достигает заоблачных высот. В Азии даже топовые программы МВА намного доступнее. Выпускники Гонконгской бизнес-школы в среднем увеличили свою зарплату на 142% через три года после окончания школы, а 98% выпускников Индийской бизнес-школы нашли работу в течение 3 месяцев после выпуска. Не стоит забывать и о стоимости жизни в Китае, Гонконге или Индии, которая намного ниже, чем в США, Франции или Испании.

Как на это реагируют западные бизнес-школы? Кардинально – они основывают в Азии свои кампусы. Это уже сделали INSEAD, Chicago Booth и ESSEC (в Сингапуре), Western Ontario – Ivey (Гонконг), Vlerick и HEC Paris (Пекин), Duke University’s Fuqua (Шанхай и Нью-Дели). Такой подход выводит эти школы напрямую на азиатский рынок. Они интересны как местным студентам, так и иностранцам, планирующим развитие своей карьеры в Азии. Представители же азиатских бизнес-школ считают, что кампусы заграничных университетов не могут в полной мере передать студентам всю специфику ведения бизнеса в Азии. Но они признают, что им еще предстоит много работы. В какой области?

Прежде всего, в построении узнаваемого бренда. Им стоит взять пример с молодых бизнес-школ, добившихся всемирного признания в последние 10 лет, например с испанской IE Business School. Другая область – это преподавательский состав. Азиатские бизнес-школы создают исследовательские центры и дают свободный доступ к крупному бизнесу – банкам, конгломератам, семейному бизнесу. Все это делается для привлечения лучших умов из-за рубежа. Например, недавно в CEIBS перебрался Джон Кэлч (John Quelch), бывший глава London Business School и профессор Harvard Business School. Наконец, третья область – это построение сильной сети выпускников. Это то, чем там дорожат ведущие западные бизнес-школы. Силиконовая долина и финансовые центры Нью-Йорка и Лондона буквально напичканы выпускниками этих школ, и многие из них, уже став главами компаний, все чаще рассматривают Шанхай, Гонконг и Сингапур как место для размещения штаб-квартир. У азиатских бизнес-школ сейчас есть прекрасная возможность обеспечить приходящий в регион бизнес достойными кадрами.