Минобрнауки и ведущие вузы ищут способы мотивировать аспирантов

Минобрнауки и ведущие вузы ищут способы мотивировать аспирантов

Вопрос о необходимости реформирования российской аспирантуры уже не первый год поднимается ректорами многих российских вузов. Главной проблемой видится низкий уровень мотивации аспирантов: многие из них поступают в аспирантуру по инерции либо для того, чтобы получить отсрочку от армии. Научная работа их также особо не привлекает, по статистике, лишь 13% учащихся аспирантуры защищают диссертации на выпуске.

Те, кто поступил в аспирантуру, имея четкую мотивацию – желание заниматься научной и педагогической деятельностью, сталкиваются со множеством трудностей. В первую очередь это финансовые проблемы: совмещать учебу, научные изыскания и работу получается далеко не всегда, большинство работодателей уровень образования соискателя интересует мало, а аспирантские стипендии, хотя они и выше бакалаврских и магистерских, едва ли можно считать достаточным материальным подспорьем. Во-вторых, их педагогическая деятельность в период обучения в аспирантуре никак не отражается в трудовой книжке. По словам ректора Московского государственного университета им М.В. Ломоносова Виктора Садовничего, «сейчас утрачены финансовые, карьерные, репутационные мотивы обучения в аспирантуре».

Первую проблему Министерство науки намерено решать с помощью выдачи исследовательских грантов в размере около пяти миллионов рублей. Подобная финансовая мотивация должна, по мнению ведомства, увеличить к 2024 году процент защищенных диссертации более чем в два раза. Что же касается подсчета трудового стажа, эта проблема активно обсуждалась на заседании совета Российского союза ректоров, прошедшем 30 мая в Москве, но официального решения по ней пока принято не было.

Текст подготовил Лев Никитин.