- Анатолий Григорьевич, какие специальности становятсяпопулярны в последнее время? Какие традиционныеспециальности стали более популярны в последние годы?
- Сегодня наряду с экономическими, актуальность снова приобретают инженерные специальности
и направления подготовки. В секторе второго высшего образования популярными остаются
те же направления, что и в последние годы - менеджмент, экономика, юриспруденция.
Набирает обороты спрос на дисциплины, связанные с информационными технологиями,
у нас очень популярна прикладная информатика в экономике. В настоящий момент мы
лицензируем направление «Информационные технологии».
- Какие меры необходимо предпринимать негосударственномусектору образования для эффективного развития в современныхусловиях?
- Евразийский открытый институт (ЕАОИ) - негосударственный вуз, и на сегодняшний
момент с точки зрения тенденций развития образования негосударственному вузу необходимо
четко определить свою нишу, чтобы иметь возможность эффективно развиваться. Наш
вуз ориентируется на занятую аудиторию - тех, кто совмещает обучение с работой,
другим образованием или, например, путешествиями или отпуском по уходу за ребенком.
В этом плане мы делаем акцент на заочное обучение и второе высшее образование. Для
эффективного образования мы широко применяем технологии электронного и дистанционного
обучения, которые наиболее удобны нашим студентам. Второй момент, который нас отличает
от других вузов - это использование в преподавании дисциплин прикладного программного
обеспечения, что позволяет нашим выпускникам чувствовать себя уверенней на рынке
труда и готовыми к информационному обществу.
Кроме того, ориентация на студента - главный принцип нашего вуза.
- Какие на сегодняшний день есть трудности развитиядистанционного обучения?
- Основные трудности связаны с законодательством. Существующие национальные регламенты
и критерии зачастую не учитывают новые образовательные технологии, что существенно
замедляет их развитие в учебном процессе. Вместе с этим вопрос обеспечения качества
электронного и дистанционного обучения стоит достаточно остро и требует отдельного
рассмотрения. Поэтому ЕАОИ в этом году запускает ряд проектов в области исследования
и развития качества электронного обучения.
- Наблюдаете ли вы спрос на образовательные услуги со сторонырегионов?
- Самый большой интерес с точки зрения потребителей образовательных услуг - к Московскому
региону. Многие региональные потребители заинтересованы именно в московском образовании.
Поэтому с точки зрения качества в нашей филиальной сети мы используем единые стандарты
организации и содержания учебного процесса, тем самым доставляя московское образование
до регионов и не вызывая проблемы миграции из регионов. Но, вместе с тем, в России
есть несколько традиционно сильных в образовательном плане регионов. Например, Новосибирск,
Ростов - это сами по себе самобытные регионы со сложившимися традициями образования,
сильными вузами и спросом на местное образование.
- Насколько интересно обучение в российских вузах иностранцамиз дальнего зарубежья?
- Как правило, из дальнего зарубежья едут за техническим образованием. Спрос на
экономические дисциплины здесь ниже. Но в целом, следует отметить, что до США и
Великобритании нам достаточно далеко.
- Какие основные факторы сегодня влияют на выбор вузаабитуриентами?
- Если мы говорим о первом высшем образовании, то основные факторы выбора вуза остаются
неизменными - престиж и профиль вуза. Студент выбирает не столько знания, сколько
известность и востребованность диплома.
В отношении же второго высшего и дополнительного образования на первое место выходят
именно знания и качество образования.
- Какие мероприятия, по-вашему, наиболее эффективны дляпривлечения абитуриентов?
- Наш основной маркетинговый канал - это интернет-реклама, ведь наша аудитория понимает,
что поиск в сети наиболее эффективен для правильного выбора.
Из «оффлайновых» инструментов полезна работа сообщества выпускников. Она позволяет
не только вовлекать в свои ряды новых участников, но и улучшать качество учебного
процесса и развивать базу практик и стажировок. Директора фирм, окончившие ЕАОИ,
привлекают студентов на практики, а также дают нам хороших преподавателей. Выпускники
- наша лучшая реклама на образовательном поле.
- В чем основные преимущества российского высшегообразования?
- В принципе, образование на русском языке пока еще востребовано в России и на постсоветском
пространстве. В последнее время чувствуется и внимание государства к развитию образования
через национальный проект, что не может не обнадеживать. Думаю, что более уверенно
о преимуществах нашего образования можно будет говорить тогда, когда начнет решаться
проблема ориентации вузов на студентов, перевода вузов на инновационные рельсы и
проблема устаревания профессорско-преподавательского состава.
- Что бы вы хотели изменить в существующей ныне концепцииЕГЭ?
- К идее ЕГЭ я в целом отношусь положительно - это дополнительный инструмент для
абитуриентов, позволяющий понимать свой уровень знаний после школы и сопоставить
его с другими выпускниками. Но я бы оставил вузам возможность определять дополнительные
требования к своим абитуриентам. В настоящее время тесты ЕГЭ не очень сложные. Это
индикатор качества общего образования, но не совсем правильно его использовать как
единственный инструмент для поступления в вуз.
- Какие преимущества получает вуз с введением ЕГЭ?
- По большому счету, никаких. С одной стороны, вузы теперь не тратят ресурсы на
проведение дополнительных испытаний, с другой, немалые ресурсы уходят на обработку
большого количества запросов от абитуриентов. Я вижу стремление государства поставить
в центр образования студента и абитуриента. Это хорошая тенденция.
- Какое ваше отношение в переходу российского образования нановый формат, соответствующий требованиям Болонскогосоглашения?
- Давайте посмотрим, что такое Болонский процесс. Европейские страны объединяются,
открывая свои рынки друг для друга, приводя в единство структуру образования. Если
мы включаемся в этот процесс, мы также должны открыть свои рынки для европейских
провайдеров обучения и европейских студентов, если мы хотим, чтобы наша система
образования рассматривалась как конкурентоспособная. Таким образом, мы входим в
систему жесточайшей конкуренции. В некоторых направлениях иностранные провайдеры
образования являются более конкурентоспособными, чем наши. Поэтому в Болонскую систему
нужно входить очень аккуратно, постоянно лавируя. Кроме того, нужно постоянно работать
над развитием нашего образования, иначе мы не выдержим конкуренции с западным образованием.
- Насколько полно российский вуз готовит выпускника длярынка труда?
- В региональном образовании вуз старается наладить связи с производственными предприятиями
с целью улучшения качества своих программ и трудоустройства выпускников. В Москве
с такими связями сложнее, вузы в меньшей степени ориентируются на предприятия. Кроме
того, экономическая ситуация усугубила вопрос с трудоустройством. На мой взгляд,
выпускник будет всегда востребован, если он в вузе научится учиться и быть готовым
к изменениям конъюнктуры на рынке.