Иван Иванович хочет сменить сферу деятельности, расти в карьере и хорошо зарабатывать. Он даже подумывает о том, не открыть ли ему собственный бизнес. Идея кажется притягательной, но практически неосуществимой. Или нет? Кажется, он что-то слышал о том, что может помочь зарубежный MBA. Но для этого надо ехать в другую страну, совершенствовать язык, копить деньги и оставлять семью и работу на год, а то и на два… как бы так совсем не остаться ни с чем. Может, есть вариант «поближе к дому»?
В опросе E-xecutive.ru, проведенном в ноябре 2013 года, на тему «Зачем нужен российский диплом МВА», ответы большинства участников Сообщества показали уверенность респондентов в том, что российское бизнес-образование направлено исключительно на профессиональный рост. Варианты «карьерный рост», «смена сферы деятельности» и «увеличения зарплаты» оказались на неприлично низких позициях. Видимо, из-за такого пессимистичного настроя, вторым по популярности оказался ответ, что российский MBA не нужен вовсе.
Почему у российского менеджмента складывается такое суждение? Сергей Быков в комментарии на странице E-xecutive.ru к упомянутой выше статье отметил следующую причину: «Проблема российского бизнес-образования в том, что нет запроса от бизнеса на выпускников бизнес-школ. На Западе топовые школы рейтингуются по таким показателям, как уровень зарплаты выпускников и процент трудоустройства после трех месяцев окончания программы. Со временем и у нас все выстроится в более-менее стройную систему. В штатах это заняло чуть ли не сотню лет, раньше в Гарвард брали чуть ли не с улицы. У меня есть MBA, я не жалею, и вполне успешен в том, что делаю. Как, впрочем, и до MBA мне было грех жаловаться. Если ко мне приходит человек с любым дополнительным образованием – это плюс. Для меня это сигнал, что человек стремится к саморазвитию. Остальное, конечно, зависит от человека, его достижений и его опыта».
Кто делает карьеру, открывает свой бизнес, получает повышение зарплаты после получения диплома MBA и Executive MBA (EMBA) в России? Существуют ли эти люди? Сколько их? Редакция обратилась к выпускникам и представителям бизнес-школ. Оказалось, что сделать карьеру с российским бизнес-образованием вполне реально.
Российские бизнес-школы о карьере своих выпускников
В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП), согласно проведенному опросу выпускников в 2011 году, ROI MВА происходит в течение трех лет с момента начала обучения (с учетом инфляции и роста зарплат по экономике). Что касается резких перемен в карьере, то они происходят примерно в 30% случаев.
Согласно заявленным данным на сайте Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, у 71% выпускников изменилось служебное положение за время обучения на программе MBA, при этом у большинства из них изменение служебного положения сопровождалось карьерным ростом. Выпускники ежегодно оказываются в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров» (совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ», выпускается с 2001 года). В 2012 году в этот список попало 26, а в 2013 – 33 выпускника бизнес-школы.
Высшая школа менеджмента СПбГУ пристально следит за карьерными и зарплатными изменениями всех своих выпускников. Как менялись должности и зарплаты выпускников после обучения на программах MBA и EMBA в ВШМ СПбГУ (имена выпускников и названия компаний скрыты исходя из политики конфиденциальности бизнес-школы), можно увидеть в таблице.
Программа, год окончания |
Позиция до/ позиция после обучения |
Увеличение доходов |
|
1. |
ЕМВА, 2009 |
Department Head |
Увеличение на 100% |
Vice-President |
|||
2. |
МВА 11, 2007 |
Head of legal department |
Увеличение на 60% |
Chairman of the Board |
|||
3. |
EMBA-2011 |
Chief engineer |
Увеличение на 40% |
General manager |
|||
4. |
EMBA-2012 |
Director |
Увеличение на 20% |
Director |
|||
5. |
DDMBA-2011 |
Head of department on media cooperation and trade marketing |
Увеличение в 2,5 раза |
Marketing and branding director |
|||
6. |
DDMBA, 2010 |
Head Finance and Administration |
Увеличение на 20% |
General Director |
|||
7. |
EMBA, 2010 |
Commercial Director |
Увеличение на 15% |
Vice General Manager, commercial director |
|||
8. |
DDMBA, 2012 |
Chief accountant |
Увеличение на 60% |
Chief accountant |
|||
9. |
EMBA, 2009 |
Head of development department |
Увеличение в два раза |
General manager, owner |
|||
10. |
EMBA, 2009 |
Head of department on stock trade |
Увеличение на 30-40% |
Head of administration office |
|||
11. |
DDMBA, 2010 |
General Manager |
Увеличение на 20% |
General Manager |
|||
12. |
DDMBA, 2010 |
Head of Representative office |
Увеличение на 10% |
CEO |
|||
13. |
EMBA, 2010 |
Chairman of the Board |
Увеличение на 15% |
Chairman of the Board |
|||
14. |
DDMBA, 2010 |
General manager |
Увеличение на 15% |
General Manager |
|||
15. |
MBA, 2009 |
Financial director |
Увеличение на 50% |
Executive director |
|||
16. |
DDMBA, 2010 |
General director |
Общий рост доходов на 30-40% за счет собственных инвестиций в бизнес |
General director + owner |
|||
17. |
DDMBA, 2010 |
Projects Director |
Увеличение в два раза |
Head of Sales Department |
|||
18. |
EMBA, 2009 |
General director |
Увеличение на 30% |
Chairman |
|||
19. |
DDMBA, 2011 |
Financial director |
Увеличение на 30% |
General director |
DDMBA – Double Degree Executive MBA (Программа по модели двойного диплома Высшей школы менеджмента СПбГУ и HEC Paris)
Нужно ли оканчивать бизнес-школу для того, чтобы открыть свой бизнес? Определенное количество успешных предпринимателей на российский рынок поставляет Московская школа управления «Сколково». «Партнеры-учредители школы изначально делали упор на развитие предпринимателей, – говорит Екатерина Иноземцева, директор по взаимодействию с выпускниками бизнес-школы «Сколково». – Вся образовательная система выстроена так, чтобы дать максимум практических знаний и передать опыт как российских, так и иностранных предпринимателей. Среди выпускников наших программ – немало проектов, как уже ставших знаменитыми и привлекших миллионных инвестиции, так и только встающих на ноги и набирающих обороты. Это пример того, как среда бизнес-школы способствует появлению новых проектов. Для сравнения: в Стэнфорде лишь 8% выпускников открывают собственное дело, после окончания обучения в «Сколково» свой проект начинают более половины выпускников уже в первый год после выпуска. Так, например, в одной из групп ЕМВА на 41 студента пришлось 43 бизнес-проекта. При этом в последние годы мы видим большой спрос как со стороны студентов, так и со стороны крупных корпораций на управленцев, обладающих предпринимательской жилкой. Это так называемые «интрапренеры»: агенты изменений внутри компании, которые могут и желают менять привычные процессы, внедрять новые изменения. Причина подобного тренда понятна: все больше корпораций приходят к пониманию неизбежности серьезных изменений, связанных с новыми технологиями, экономической ситуацией и возрастающей конкуренцией. Менеджеры, способные эти изменения генерировать, являются по духу корпоративными предпринимателями, и здесь мы уже говорим о принципиально новом подходе к сути бизнес-образования: не учить, но изменять мировоззрение». В числе успешных MBA и EMBA выпускников «Сколково» Иноземцева назвала Елену Шифрину – основателя проекта BioFoodLab, Евгения Ларионова – основателя проекта Coffee and the City, Ирину Линник и Дмитрия Юрченко – основателей проекта «Кнопка жизни», Антона Сарайкина и Сергея Мэна – основателей проекта Innovative Trips.
Международный институт менеджмента ЛИНК на базе своей школы предоставляет возможность российским менеджерам учиться у зарубежных преподавателей Школы бизнеса Открытого университета (OUBS). Какие карьерные перевороты происходят у их выпускников? Обратимся к результатам опроса выпускников за 2013 год.
В опросе принимали участие 68 российских студентов МВА Школы бизнеса Открытого университета (на базе ЛИНК) второго и третьего года обучения, 2013 год.