Кто и как делает карьеру с российским MBA?

Дата публикации 19.11.2013

Иван Иванович хочет сменить сферу деятельности, расти в карьере и хорошо зарабатывать. Он даже подумывает о том, не открыть ли ему собственный бизнес. Идея кажется притягательной, но практически неосуществимой. Или нет? Кажется, он что-то слышал о том, что может помочь зарубежный MBA. Но для этого надо ехать в другую страну, совершенствовать язык, копить деньги и оставлять семью и работу на год, а то и на два… как бы так совсем не остаться ни с чем. Может, есть вариант «поближе к дому»?

В опросе E-xecutive.ru, проведенном в ноябре 2013 года, на тему «Зачем нужен российский диплом МВА», ответы большинства участников Сообщества показали уверенность респондентов в том, что российское бизнес-образование направлено исключительно на профессиональный рост. Варианты «карьерный рост», «смена сферы деятельности» и «увеличения зарплаты» оказались на неприлично низких позициях. Видимо, из-за такого пессимистичного настроя, вторым по популярности оказался ответ, что российский MBA не нужен вовсе.

 

Почему у российского менеджмента складывается такое суждение? Сергей Быков в комментарии на странице E-xecutive.ru к упомянутой выше статье отметил следующую причину: «Проблема российского бизнес-образования в том, что нет запроса от бизнеса на выпускников бизнес-школ. На Западе топовые школы рейтингуются по таким показателям, как уровень зарплаты выпускников и процент трудоустройства после трех месяцев окончания программы. Со временем и у нас все выстроится в более-менее стройную систему. В штатах это заняло чуть ли не сотню лет, раньше в Гарвард брали чуть ли не с улицы. У меня есть MBA, я не жалею, и вполне успешен в том, что делаю. Как, впрочем, и до MBA мне было грех жаловаться. Если ко мне приходит человек с любым дополнительным образованием – это плюс. Для меня это сигнал, что человек стремится к саморазвитию. Остальное, конечно, зависит от человека, его достижений и его опыта».

Кто делает карьеру, открывает свой бизнес, получает повышение зарплаты после получения диплома MBA и Executive MBA (EMBA) в России? Существуют ли эти люди? Сколько их? Редакция обратилась к выпускникам и представителям бизнес-школ. Оказалось, что сделать карьеру с российским бизнес-образованием вполне реально.
Российские бизнес-школы о карьере своих выпускников

В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП), согласно проведенному опросу выпускников в 2011 году, ROI MВА происходит в течение трех лет с момента начала обучения (с учетом инфляции и роста зарплат по экономике). Что касается резких перемен в карьере, то они происходят примерно в 30% случаев.

Согласно заявленным данным на сайте Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, у 71% выпускников изменилось служебное положение за время обучения на программе MBA, при этом у большинства из них изменение служебного положения сопровождалось карьерным ростом. Выпускники ежегодно оказываются в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров» (совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ», выпускается с 2001 года). В 2012 году в этот список попало 26, а в 2013 – 33 выпускника бизнес-школы.

Высшая школа менеджмента СПбГУ пристально следит за карьерными и зарплатными изменениями всех своих выпускников. Как менялись должности и зарплаты выпускников после обучения на программах MBA и EMBA в ВШМ СПбГУ (имена выпускников и названия компаний скрыты исходя из политики конфиденциальности бизнес-школы), можно увидеть в таблице.

Изменения в карьере выпускников MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ

Программа, год окончания

Позиция до/ позиция после обучения

Увеличение доходов

1.

ЕМВА, 2009

Department Head

Увеличение на 100%

Vice-President

2.

МВА 11, 2007

Head of legal department

Увеличение на 60%

Chairman of the Board

3.

EMBA-2011

Chief engineer

Увеличение на 40%

General manager

4.

EMBA-2012

Director

Увеличение на 20%

Director

5.

DDMBA-2011

Head of department on media cooperation and trade marketing

Увеличение в 2,5 раза

Marketing and branding director

6.

DDMBA, 2010

Head Finance and Administration

Увеличение на 20%

General Director

7.

EMBA, 2010

Commercial Director

Увеличение на 15%

Vice General Manager, commercial director

8.

DDMBA, 2012

Chief accountant

Увеличение на 60%

Chief accountant

9.

EMBA, 2009

Head of development department

Увеличение в два раза

General manager, owner

10.

EMBA, 2009

Head of department on stock trade

Увеличение на 30-40%

Head of administration office

11.

DDMBA, 2010

General Manager

Увеличение на 20%

General Manager

12.

DDMBA, 2010

Head of Representative office

Увеличение на 10%

CEO

13.

EMBA, 2010

Chairman of the Board

Увеличение на 15%

Chairman of the Board

14.

DDMBA, 2010

General manager

Увеличение на 15%

General Manager

15.

MBA, 2009

Financial director

Увеличение на 50%

Executive director

16.

DDMBA, 2010

General director

Общий рост доходов на 30-40% за счет собственных инвестиций в бизнес

General director + owner

17.

DDMBA, 2010

Projects Director

Увеличение в два раза

Head of Sales Department

18.

EMBA, 2009

General director

Увеличение на 30%

Chairman

19.

DDMBA, 2011

Financial director

Увеличение на 30%

General director

DDMBA – Double Degree Executive MBA (Программа по модели двойного диплома Высшей школы менеджмента СПбГУ и HEC Paris)

Нужно ли оканчивать бизнес-школу для того, чтобы открыть свой бизнес? Определенное количество успешных предпринимателей на российский рынок поставляет Московская школа управления «Сколково». «Партнеры-учредители школы изначально делали упор на развитие предпринимателей, – говорит Екатерина Иноземцева, директор по взаимодействию с выпускниками бизнес-школы «Сколково». – Вся образовательная система выстроена так, чтобы дать максимум практических знаний и передать опыт как российских, так и иностранных предпринимателей. Среди выпускников наших программ – немало проектов, как уже ставших знаменитыми и привлекших миллионных инвестиции, так и только встающих на ноги и набирающих обороты. Это пример того, как среда бизнес-школы способствует появлению новых проектов. Для сравнения: в Стэнфорде лишь 8% выпускников открывают собственное дело, после окончания обучения в «Сколково» свой проект начинают более половины выпускников уже в первый год после выпуска. Так, например, в одной из групп ЕМВА на 41 студента пришлось 43 бизнес-проекта. При этом в последние годы мы видим большой спрос как со стороны студентов, так и со стороны крупных корпораций на управленцев, обладающих предпринимательской жилкой. Это так называемые «интрапренеры»: агенты изменений внутри компании, которые могут и желают менять привычные процессы, внедрять новые изменения. Причина подобного тренда понятна: все больше корпораций приходят к пониманию неизбежности серьезных изменений, связанных с новыми технологиями, экономической ситуацией и возрастающей конкуренцией. Менеджеры, способные эти изменения генерировать, являются по духу корпоративными предпринимателями, и здесь мы уже говорим о принципиально новом подходе к сути бизнес-образования: не учить, но изменять мировоззрение». В числе успешных MBA и EMBA выпускников «Сколково» Иноземцева назвала Елену Шифрину – основателя проекта BioFoodLab, Евгения Ларионова – основателя проекта Coffee and the City, Ирину Линник и Дмитрия Юрченко – основателей проекта «Кнопка жизни», Антона Сарайкина и Сергея Мэна – основателей проекта Innovative Trips.


Международный институт менеджмента ЛИНК на базе своей школы предоставляет возможность российским менеджерам учиться у зарубежных преподавателей Школы бизнеса Открытого университета (OUBS). Какие карьерные перевороты происходят у их выпускников? Обратимся к результатам опроса выпускников за 2013 год.

В опросе принимали участие 68 российских студентов МВА Школы бизнеса Открытого университета (на базе ЛИНК) второго и третьего года обучения, 2013 год.