Карьера в стиле «техно»

Дата публикации 13.03.2015

«Мы с однокурсником решили обсудить дела, но забыли забронировать столик в ресторане. Пришлось колесить по всему Лондону, чтобы найти свободное место. К счастью, в одном заведении случайно отменилась бронь. Так почему бы не создать приложение, с помощью которого искатели свободных столиков могут быстро найти желаемое? В тот вечер идея бизнес-проекта и оформилась». Так началась история успешного стартапа Uncover, который запустил выпускник МВА London Business School (LBS) Дэн Зив.

Выпускники ведущих бизнес-школ мира все чаще находят альтернативу инвестиционному банкингу. Еще в 2007 году 44% выпускников MBA Harvard Business School (HBS) ушли работать в финансы, из них 12% стали инвестиционными банкирами. Но в выпуске 2014 года, согласно отчету на сайте бизнес-школы, финансы выбрали 33%, а инвестбанкинг – всего 5%. То же происходит и в других топ-школах. Согласно The Economist, кузница финансовых кадров LBS в 2007 году «отправила» в финансовый сектор 46% выпускников МВА, а в 2014 году – только 28%. Для University of Chicago Booth School of Business соотношение составило 30% и 16%.

Бонусы банковского топ-менеджмента существенно снизились из-за кризиса, и работа в финансовом секторе теперь не кажется столь желанной. Кроме того, многие люди стремятся каждые пять-семь лет менять компанию, отрасль, страну, а банки всегда требовали и требуют лояльности.  

Конечно, консалтинг по-прежнему в приоритете: в эту отрасль направляется больше всего «свежих» МВА, согласно исследованию GMAT, – почти треть. Однако в последние годы все больше выпускников в США и Европе выбирают технологические компании или запускают стартапы. Например, в Stanford Graduate School of Business, которая находится в Кремниевой долине, в выпуске 2013 года технарей оказалось 32%, что превысило процент финансистов (26%). В 2011 году соотношение было совсем другим – 13% и 36% соответственно. При этом выпускники были даже готовы поступиться доходами: средняя зарплата выпускника Stanford Business School, выбравшего «технологии», в 2013 году составляла 120 тыс. долларов в год, тогда как финансисты получали 150 тыс. долларов. Впрочем, по данным QS, зарплаты выпускников МВА, выбирающих технологический сектор, уже сравнялись с зарплатами банкиров.

Интерес к предпринимательству обычно просыпается во время обучения. В недавнем исследовании GMAC говорится, что только 4% поступающих на программы МВА имеют предпринимательский опыт, но по окончании уже 26% выпускников хотят открыть свое дело. Амол Шах окончил HBS в 2013 году. До поступления на МВА он работал в Goldman Sachs, но с началом финансового кризиса ушел и основал стартап в Калифорнии. Сегодня он работает в компании, занимающейся рекламными технологиями. «Это совершенно новый образ жизни, суть которого не только в том, чтобы сменить строгий костюм на удобные джинсы и кардиган, – говорит господин Шах. – Работать над собственными проектами куда интереснее, чем сидеть до двух часов ночи в банке, выполняя чужие поручения».

Работа ждет

Согласно исследованию MBA Career Services & Employer Alliance, 65% бизнес-школ отметили рост количества компаний технологического сектора, приезжающих в кампусы для рекрутинга. По данным The Economist, в INSEAD сегодня примерно половина рекрутеров представляет высокие технологии – Amazon, Microsoft, Samsung и Google. Amazon и Microsoft также из года в год набирают десятки выпускников в Darden School of Business.

Впрочем, у технологических компаний есть претензии к крупным бизнес-школам, в частности к содержанию программ и методам обучения. Как пишет The Wall Street Journal, все больше нареканий у работодателей вызывает нежелание Harvard Business School вводить новые методы обучения, заточенные под развитие навыков, необходимых для работы в технологическом секторе. В частности, они критикуют старый добрый кейс-метод, который отсылает к проблемам компаний трех-, пяти-, а иногда и десятилетней давности. Такие школы, как Stanford и MIT Sloan, более открыты изменениям. В них, к примеру, вовсю используются методы мозгового штурма – по словам студентов, это отлично развивает необходимые навыки.

Большинство нынешних студентов МВА уже находят в школах богатую почву для реализации своих техноамбиций. Дэн Дрисколл, выпускник МВА бизнес-школы McCombs, говорит, что примерно треть его выпуска сегодня работает в софтверных компаниях, а ему полученные знания помогли основать собственную компанию reQwip: «После обучения я смог уверенно разговаривать с потенциальными инвесторами».

Совладелец компании Kepler Group Эндрю Толедано сначала работал директором по маркетингу в компании Media Math, но затем решил основать собственный бизнес. Для этого он отправился учиться в Columbia Business School. Там он нашел одного из будущих партнеров. Господин Толедано признался в интервью изданию Crain`s New York Business, что выбирал не столько бизнес-школу, сколько город: «Нью-Йорк – особенное место: здесь самое большое и активное сообщество венчурных капиталистов, поэтому огромные возможности для выпускников МВА».

Многие бизнес-школы сегодня хотят привлечь больше амбициозных студентов, нацеленных на предпринимательство и высокие технологии. Так, по данным Financial Times, в Duke University`s Fuqua School of Business и в New York University`s Stern Business School в прошлом году появились курсы по работе с онлайн-валютой биткоин. Кроме того, бизнес-школы пытаются привлечь к преподаванию как можно больше предпринимателей, имеющих опыт в венчурном финансировании. Harvard Business School организует очные встречи тет-а-тет студентов МВА с выпускниками HBS, которым удалось основать собственные компании.

Наконец, школы открывают бизнес-инкубаторы, где инвесторы могут найти потенциальных партнеров, а учебное заведение обеспечивает помещение для лучших проектов. Сегодня почти каждая крупная бизнес-школа имеет такие инкубаторы. И как раз благодаря Incubator Program в LBS Дэну Зиву удалось быстро запустить и успешно развить свой стартап Uncover, который сегодня сотрудничает почти с 400 ресторанами Лондона.

Топ-10 зарубежных программ MBA

Место в
рейтинге
в 2015
году

Название школы

Страна

Стоимость
обучения

Зарплата
выпускников
сегодня
(дол.)

Прирост
зарплаты (за
три года после
обучения, %)

1

Harvard Business School

США

117 750 долларов

180 183

96

2

London Business School

Велико-британия

3

University of Pennsylvania:
Wharton

США

136 420 долларов

172 699

90

4–5

Stanford Graduate School of
Business

США

123 750 долларов

178 929

80

4–5

INSEAD

Франция/Сингапур

65 800 евро

155 546

86

6

Columbia Business School

США

126 296 долларов

170 849

106

7

IESE Business School

Испания

71 400 евро

144 782

121

8

MIT: Sloan

США

131 500 долларов

157 360

97

9

University of Chicago: Booth

США

123 040 долларов

162 791

97

10

University of California at
Berkeley: Haas

США

114 400 долларов

159 140

88

Источник: Financial Times.