Вопросы и ответы: Какие преимущества дает Международный бакалавриат (IB) с точки зрения поступления в лучшие университеты Великобритании и всего мира
Марк Петерс, председатель правления Westbourne School
Основной отличительной особенностью IB является то, что эта программа реализуется педагогами для учащихся. Первоначально она была создана специально для того, чтобы позволить студентам подготовиться к поступлению в лучшие университеты мира. Программа преподается уже в течение 47 лет – она выдержала испытание временем.
В отличие от программы A-levels – как и, собственно, от любой другой государственной программы по всему миру, осуществление которой производится по распоряжению правительства, – Международный бакалавриат не испытывает никакого политического вмешательства.
Как мы знаем, в Великобритании каждый раз, когда приближаются выборы, образование становится главным полем политических баталий: это политический футбол, где каждая сторона пытается куда-то ткнуть, что-то нащупать и нанести удар, и все это ради того, чтобы завоевать голоса. Об интересах учеников забывают, продвигая только политическую идеологию, вечные сражения крайне левых и крайне правых; разумные предложения центра оказываются почти не слышны.
Следствием является то, что из-за отчаянных попыток одного правительства за другим, представителей обеих политических сторон, доказать преимущества своей идеологии государственная программа обучения непрерывно упрощается и в течение 20 лет продолжается рост «инфляции оценок». Из-за этого становится практически невозможно отличить лучших кандидатов среди всех сдававших A-levels.
У Международного бакалавриата, наоборот, в течение всех 47 лет его существования распределение результатов оставалось равномерным. Это позволяет руководителям приемных комиссий очень четко представлять уровень абитуриентов и распределить их при рассмотрении заявлений в порядке приоритетности.
Первое, что нужно сказать, что учащиеся по программе Международного бакалавриата изучают шесть предметов, в отличие от программы A-levels, где предметов обычно выбирают три. Из этих шести предметов три изучаются на стандартном уровне, а три – на повышенном, выбираются они из следующих шести предметных областей: 1) родной язык; 2) второй язык; 3) гуманитарные науки; 4) естественные науки; 5) математика (каждый должен заниматься математикой!), а шестой областью должно быть либо визуальное искусство, либо предмет по выбору из области гуманитарных или естественных наук. Этим гарантируется, что учащиеся могут достичь двух целей сразу: получить глубокие знания в выбранной ими предметной области, а также наработать широкую эрудицию и обогащенный комплекс навыков, которые пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.
Легко можно прийти к выводу, что, изучая шесть предметов вместо трех, приходится в два раза больше работать. Но это не так, как оказывается на практике. Объяснить это, может быть, сложно, но получается, что нагрузка оказывается выше только на 10–15%.
Что действительно важно, так это та отдача, которую приносит это скромное дополнительное вложение; то, какие совершенно очевидные преимущества получают учащиеся при поступлении в лучшие университеты. Чуть позже я расскажу об этом подробнее.
В качестве фундамента для академических дисциплин имеются три основных элемента, которые наполняют смыслом учебный процесс IB.
В самом сердце программы Международного бакалавриата лежит предмет, называемый «Теория знания». Он помогает учащимся осознавать и подвергать сомнению то, что им известно, то, почему им это известно и насколько они уверены в правильности своих знаний.
Часто говорят: «По программе A-level ученикам говорят, ЧТО они должны думать; по программе Международного бакалавриата – КАК думать». Это центральное положение философии Международного бакалавриата, которое пронизывает собой все шесть предметных областей.
Учащиеся также работают над такой дисциплиной, как развернутое эссе, и полученное умение оказывается особенно им полезно при поступлении в университет. Все ведущие университеты в наше время в процессе отбора кандидатов ожидают от абитуриентов большую исследовательскую работу по выбранной кандидатом теме. Учащиеся IB пишут эссе объемом 4000 слов в течение всего курса Международного бакалавриата. А когда дело доходит до университетского собеседования, у них накапливается уже 18 месяцев практики! Они выбирают тему, с которой они лучше всего знакомы. И, оказавшись на собеседовании в университете, они, так сказать, «нажимают на кнопку «Пуск»! У тех, кто занимался на A-level, такой прекрасной возможности нет. Им приходится подбирать время для собеседования в тот самый период, когда они готовятся к экзаменам.
Третья область называется «Творчество, Спорт и Служение» (CAS), и это часть философии, лежащей в основе IB и предназначенной для того, чтобы учащиеся росли здоровыми и гармонично развитыми людьми. CAS состоит в том, что учащиеся работают в своем сообществе – как на местном, так и на международном уровне – для развития умения совместной работы и, что крайне важно, лидерских навыков, и это помогает им жить насыщенной и активной жизнью, а не просто что-то зубрить к экзаменам.
В первую очередь надо рассмотреть данные. В 2011 году Агентство по статистике высшего образования – независимый орган – провело исследование, в котором объединили процентные показатели в отношении студентов, поступивших в университеты Russell Group. Russell Group представляет собой объединение 24 лучших университетов Великобритании.
44% учащихся IB были зачислены в университеты Russell Group; это почти половина. Напротив, из окончивших программы A-Level только 20% студентов – то есть только каждый пятый, поступили в университеты Russell Group. Из нашей школы, Westbourne, в этом году 83% выпускников поступили в университеты Russell Group. И более половины будут изучать медицину, право и инженерные науки.
Международный бакалавриат – просто лучший способ поступить в лучшие университеты как в Великобритании, так и во всем мире.
Исследование проводилось на материале Russell Group, но Международный бакалавриат признается во всем мире – в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и по всей Европе. Немецкие, французские, итальянские и испанские университеты особенно положительно относятся к выпускникам IB, благодаря тому, что понимают их огромный потенциал, который позволяет добиваться успехов как в университете, так и за его пределами. Некоторые из наших студентов из Гонконга вернулись на родину и поступили в лучшие университеты Гонконга, как и наши итальянские студенты. А в прошлом году один из наших вьетнамских учеников поступил в McGill, лучший университет Канады.
Да, это, конечно, играет большую роль. Как я уже говорил, важное значение имеет то, что в течение всего курса учеников учат применять навыки критического мышления – это не просто один-два символических урока на эту тему, как часто бывает в государственных школах. В то время как A-levels часто воспринимаются просто как продолжение GCSE, когда учитель стоит перед классом, перед ним сидят прилежные ученики, которым положено вести себя тихо!.. и записывать за учителем.
Вы заходите в класс IB, и работа там больше напоминает университетский семинар – она невероятно динамична! Вы как будто оказываетесь в дискуссионном клубе. Учащиеся активно участвуют, их глаза горят, они отстаивают различные точки зрения. И в это время они гораздо более внимательны, и им просто удается узнать больше.
Я думаю, вы попали в самую точку, Международный бакалавриат обучает навыкам. Конечно же, в IB приобретаются основные знания – в конце курса необходимо сдать экзамен. Но в наши дни, когда есть возможность мгновенно получать доступ к любым сведениям с помощью интернета, знания быстро становятся доступными широким массам. Международный бакалавриат дает навыки, выделяет для них центральное место, а особое внимание уделяет умению критического мышления. Международный бакалавриат учит перерабатывать знания, делать выводы, создавать планы, оценивать информацию и выяснять, что действительно подходит и что на самом деле работает. Это очень, очень полезные при трудоустройстве навыки; я считаю, что это наиболее важные навыки для молодых людей, позволяющие им добиться успеха в карьере и стать лидерами в будущем.
Десять лет назад среди руководителей приемных комиссий лучших университетов сторонников и противников Международного бакалавриата было, возможно, поровну. Но с той поры тех, кто склоняется в пользу IB, стало значительно больше.
Мне очень нравится высказывание одного руководителя приемной комиссии – если я правильно помню, это была комиссия Университета Глазго. Он сказал: «С точки зрения интеллектуальной зрелости выпускник IB в первый свой день в университете по интеллектуальному развитию находится на том уровне, которого большинство их товарищей, проходивших программу A-level, достигнет только на втором курсе, и то не в самом начале». Этим и обеспечивается эффективность программы «Международный бакалавриат». Она учит их мыслить самостоятельно с самого начала. Таким образом, к моменту поступления в университет у них уже есть года опыта и практические навыки работы, близкой к системе обучения в университете; конечно, они ведут эту работу под руководством наставников, но при этом во многом действуют на основе собственных решений, формируют собственные взгляды. Тем же, кто до университета был на программе A-level, наоборот, приходится нарабатывать эти навыки с нуля, так что в начале пути они оказываются в менее выгодном положении.
Так и происходит. Меня часто спрашивают: «Не правда ли, что Международный бакалавриат подходит только для самых способных учеников?» Ответ на это будет такой: «Отчасти да, но бывают и другие случаи».
Это безусловно лучший способ поступить в университет для студентов верхней квартили. У нас в Westbourne средний балл в этом году около 36 пунктов, что соответствует уровню звездных выпускников, получивших на трех традиционных экзаменах оценку А. Половина наших студентов получит больше 36 очков, так что у приемных комиссий университетов благодаря системе оценки IB появляется возможность дополнительно выделить тех лучших студентов, которые показали результаты выше 36 баллов, и дифференцировать их, учитывая, что шкала оценки идет до высшего возможного уровня 45 баллов.
Так же верно и то, что эта система не подходит для нижних квартилей студентов. На Международном бакалавриате предъявляются большие требования – это действительно так.
Но часто возникают совершенно неверные представления о возможностях тех, кто оказался в промежутке между нижним и верхним квартилем. Подходит ли программа для ученика, чей уровень можно считать средним? И я на это всегда отвечаю: «Конечно же, да, если соблюдены два условия: 1) ученик отличается высокой организованностью и 2) ученик готов с самого первого дня усердно работать.
Мы – школа, не устраивающая конкурса при поступлении, поэтому у нас есть опыт в этой области. У нас уже были учащиеся, показавшие на экзаменах GCSE средний уровень, со средней оценкой аттестата B или C, и они хотели пройти обучение по программе Международного бакалавриата. Они верили в философию IB, в то, что это лучший для них путь к раскрытию своего потенциала и поступлению в хороший университет. С первого дня они проявляли организованность, упорно трудились и добивались очень хороших результатов, гораздо лучших, чем можно было предположить в самом начале.
Для того чтобы преподавать на IB, учителя должны обладать особыми качествами. Традиционному учителю, который привык в классе «вершить суд» и «выступать в качестве эксперта», может оказаться сложно здесь работать. Но учителям, которые вовлекают класс в работу, увлечены сами и вдохновляют других, Международный бакалавриат дает и поле деятельности, и свободу действий, позволяющие действительно раскрыть весь потенциал их учеников. Такие высококлассные учителя обретают здесь и невероятно большую свободу, и огромное удовлетворение от работы.