В феврале 2008 года по инициативе ректора Высшей школы экономики был создан Институт экономики недвижимости ГУ-ВШЭ. Мы попросили директора института профессора Владимира Петровича Морозова рассказать о том, что послужило причиной открытия нового подразделения университета, какие образовательные программы оно сегодня предлагает и в чем его конкурентное преимущество перед другими учебными отделениями сходного профиля.
- Владимир Петрович, Институт экономики недвижимости образовался в 2008 году. Расскажите, в связи с чем возникла идея его образования?
- Недвижимость поэтапно занимает все более серьезное место в инфраструктуре экономики. Экономический потенциал недвижимости России пока реализуется в недостаточной степени. Развитие рынка недвижимости - актуальнейшая задача.
В этой связи необходимо решение широкого спектра вопросов. В их числе формирование и учет объектов недвижимости, регистрация прав собственности (только после этого недвижимость становится полноправным объектом товарно-денежных отношений), оценка и налогообложение недвижимости, мониторинг использования недвижимости и др. Эти вопросы должны быть решены системно, последовательно и требуют вовлечения большого числа специалистов.
С недвижимостью взаимодействуют муниципальные органы, для которых налоговая составляющая сделок с недвижимостью является одной из базисных для формирования бюджета муниципальных образований, специалисты по проектированию территориальной инфраструктуры, девелоперские и риелторские компании, специалисты банковского сектора, нотариата, арбитража, граждане и другие участники рынка недвижимости.
В стране формируется системный организационный механизм управления недвижимостью как интегрального национального ресурса.
В реализации этого ресурса определяющую роль играют специалисты обеспечивающие решение проблем экономики и управления недвижимости на всех стадиях ее жизненного цикла.
Кардинальная работа по систематизации учета недвижимости начата в стране в 2004 г. - дата создания Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Роснедвижимости была поставлена задача идентифицировать все объекты недвижимости России и внести их в электронную базу данных, провести оценку недвижимости, обеспечить интерфейс с налоговой службой для последующих налоговых расчетов. Создаваемый информационный ресурс носит национальный характер. На его основе государство может планировать объем налоговых поступлений, отслеживать ситуацию с рынком недвижимости и вносить необходимое государственное регулирование в эти процессы. Роснедвижимость обеспечивает реализацию одной из первых стадий жизненного цикла недвижимости - учет недвижимости. Кадастровый учет обеспечивает информационный ресурс для проведения массовой оценки недвижимости - источник для формирования налогооблагаемой базы. Единое электронное хранилище информации об объектах недвижимости систематизирует работу бизнеса, обеспечивает конструктивное формирование реализации девелоперских проектов в формате государственно-частного партнерства.
Теперь о проблеме регистрации прав на объекты недвижимости. До недавнего времени учет недвижимости и регистрация прав собственности выполнялись двумя независимыми государственными организациями. Вследствие этого процесс постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и последующее документальное подтверждение прав собственности охватывал (правда и пока продолжает) значительный период времени. Результат - объект недвижимости, образно говоря, остается «в замороженном состоянии» и не включается в разнообразные формы оборота на рынке. Сегодня ситуация изменяется. Создано новое ведомство - «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» (Росреестр). Требуется как подготовка специалистов для работы в этом ведомстве, так и передача знаний бизнесу в многомерной отрасли знаний - «Экономика и управление недвижимостью».
Можно привести еще много дополнительных аргументов актуальности образования. В конечном итоге мы приняли решение, что необходимо готовить специалистов, которые смогли бы эффективно решать накопившиеся вопросы в данной сфере.
- Как формировался преподавательский состав Института?
- Институт был создан в феврале 2008 г. по инициативе ректора Высшей школы экономики, а научное руководство его возглавил бывший руководитель Роснедвижимости Михаил Владимирович Мишустин. Трудно найти человека, на практике знакомого с названными мной проблемами лучше, чем Михаил Владимирович. Его багаж профессионализма - развитие налогового администрирования в России, создание Кадастра недвижимости и разработка базовых принципов оказания государственных электронных услуг по технологии «одного окна», создание центров обработки данных в налоговой службе и в системе Роснедвижимости, создание территориально-распределенных систем телекоммуникаций и других смежных вопросов.
Мы начали с того, что приступили к разработке концепции и содержания образовательных программ различного уровня. Путь занял достаточно приличный временной интервал. Благодаря диалогу с ведущими специалистами Роснедвижимости - в области кадастрового учета (Кислов В.С., Мирошниченко С.Г.), оценки недвижимости (Оверчук А.Л., Нестерова О.А., Бондарчук С.Л.), информационно-телекоммуникационных технологий (Самолетов В.А., Петрушин А. С.), правоприменительной практики в деле формирования объектов и учета кадастрового недвижимости (Гужев В.Д., Лащенов А.В.), Минэкономразвития России (Ивакин А.И. , Абрамченко В.В.) - в сфере методологии земельно-имущественных отношений, Минфина России - в области налогообложения недвижимости, Российской правовой академии Минюста России - в сфере правовых вопросов регулирования оборота недвижимости был разработанн учебный план профессиональной переподготовки специалистов в области экономики и управления недвижимости, проанализирован ведущими бизнес-структурами рынка недвижимости (Московская ассоциация риелторов, Гильдия управляющих и девелоперов, представителями компаний - «Инком», «Миэль», «Предиум» и пр.) и в конечном итоге утвержден в Государственном университете - Высшей школе экономики. По сути, с этого и начинается путь нашего института в деле создания учебно-методического комплекса профессиональной переподготовки специалистов и формирования преподавательского состава. Преподаватели института - это специалисты-практики вышеперечисленных структур и ученые ГУ-ВШЭ.
Сегодня к работе института подключилось недавно созданное ведомство - Росреестр.
- С какими учебными программами Институт вышел на образовательный рынок?
- Мы начали с того, что организовали краткосрочные семинары - чтобы приобрести опыт работы на рынке образовательных услуг в сфере недвижимости. К настоящему моменту времени мы провели свыше 48 краткосрочных семинаров, около 2000 человек прошло у нас обучение. Мы поняли: а) как правильно позиционировать тематику семинаров; б) как ориентировать программы на рыночную аудиторию; в) как правильно формулировать материал и организовать дискуссию.
После этого мы сконцентрировались на узловых специализированных вопросах земельно-имущественных отношений, которые наиболее существенны для бизнеса. В результате мы организовали регулярные ежемесячные семинары совместно с Правительством Московской области и с управлением Роснедвижимости (теперь Росреестр по Московской области)
Кроме того, мы установили конструктивные отношения с руководством Департамента недвижимости Минэкономразвития России и ввели в практику проведение региональных семинаров по ключевым проблемам экономики недвижимости.
Этот опыт позволил нам перейти к организации круглых столов. Первые круглые столы проведены совместно с Гильдией управляющих и девелоперов, с Московской ассоциацией риелторов. Далее институт выступил интегратором в проведении столов по проблемам налогообложения недвижимости, государственно-частного партнерства. Сегодня мы работаем над подготовкой круглых столов по вопросам консалтинга в девелопменте, по оценке недвижимости совместно с Росреестром, по анализу судебно-арбитражной практики в недвижимости. Значимая веха для института - запуск в 2009 г. нашей первой годовой программы профессиональной переподготовки - «Экономика и управление недвижимостью». Первоначально, сразу после объявления о приеме изъявили желание учиться 25 человек. К сожалению, кризис не оказался бесследным. Набор составил 12 человек. В субботу 19 декабря у нас состоялся первый выпуск программы. Выпускники программы получили знания в области макро- и микроэкономики, бухучета и финансового анализа, правовых вопросов земельно-имущественных отношений, государственного регулирования рынка недвижимости, мониторинга рынка недвижимости и оценки недвижимости, оценки бизнеса и формирования инвестиционного портфеля недвижимости, информационных технологий в недвижимости, управления коммерческой и жилой недвижимостью. Лекции прочитаны преподавателями ГУ-ВШЭ, Института экономики города, Роснедвижимости, Государственного университета по землеустройству, практиков бизнеса - Группы комплексных решений, «Миэль», «Предиум» и др. В наших планах разработать магистерскую программу и программу MBA, создать кафедру университетского уровня.
В ноябре 2009 г. мы объявили набор второй группы на программы профессиональной переподготовки и набрали уже 15 человек. В этот раз мы предложили уже 4 учебные программы: «Девелопмент и инвестиции в недвижимость», «Аудит и экспертиза недвижимости», «Экономика и управление недвижимостью», «Управление и эксплуатация недвижимости». Ценовая ниша - от 170 до 190 тысяч рублей в год.
Кроме того, институт установил партнерские соглашения с университетом им. Джорджа Мэйсона (США). Мы реализуем совместную программу обучения управлению недвижимостью, это 10-дневная программа - 3 дня в России и 7 дней в США.
- В чем Ваше конкурентное преимущество?
- Мы не пытаемся кого-то копировать. Программы разработаны на основе глубокого изучения тенденций и перспектив развития новой отрасли знаний в сфере экономики и управления недвижимостью с учетом общего вектора развития инфраструктуры экономики России.
Наши программы сочетают принципы фундаментальности образовательного процесса с его практической ориентацией для приобретения слушателями конкретных навыков работы на всех существенных стадиях жизненного цикла недвижимости.
Модель подготовки слушателей базируется на конструктивном определении двух важнейших составляющих паспорта специальности - «Что должен знать» и «Что должен уметь»«.
Теоретическое наполнение наших учебных программ разработано в содружестве со специалистами, определяющими развитие этой отрасли знаний - Минэкономразвития и Росреестр.
Практическое содержание подготовки специалистов обеспечено установкой спектра специализированных АРМ в компьютерном классе института на базе ИТ-технологий, выполненных в компаниях - лидерах по разработке приложений для фундаментальных функциональных задач экономики и управления недвижимостью - ФКЦ «Земля», ГКР, «Прогноз», ИБС, «Технокад». В ходе обучения слушатели имеют возможность самостоятельно выполнять практические разработки в нашем учебном классе на основе динамично пополняемых электронных информационных ресурсов, характеризующих рынки недвижимости, использовать портальную технологию доступа к кадастру недвижимости, выполнять расчет стоимостных параметров недвижимости и моделировать решения по оптимизации инвестиционных проектов, разрабатывать схемы организации управления девелоперскими проектами, проводить многофакторный анализ рынков недвижимости, изучать динамику нормативно-правовых документов по земельно-имущественным отношениям.
Наши выпускники по завершении программы способны работать во всех сферах недвижимости как в государственных органах власти, так и в бизнесе - девелоперском, риелторском, оценочном, управленческом и др.