СЛЕВА НАПРАВО:
Дмитрий Павлов (ДП), директор по развитию и
внешним связям;
Федор Рагин (ФР), директор по консалтингу;
Михаил Карлик (МК),
проректор
ДП: С
какими трудностями будут сталкиваться компании «на выходе из кризиса»? Чему
надо уделять первостепенное внимание? Что на этот счет говорит
бизнес-образование?
МК: Это, в первую очередь, будут
трудности обратного роста и формирования нового видения и понимания реальности.
Адекватное восприятие бизнес-окружения и своевременное балансирование между
долгосрочным развитием и текущим антикризисным управлением персоналом, затратами
и операционными бизнес-процессами выделят тех игроков, кто возглавит отраслевой
рост и фактически переделит рынок.
ФР: «Выход из кризиса», по
определению, довольно приятное время. Это означает, что некая «средняя»
компания, убежденная в наступлении хороших времен, может быстро вернуться к
докризисным подходам в своей операционной деятельности и в стратегии. Что это
за порочные докризисные подходы? В операционной деятельности это высокие
косвенные издержки («кормим много дорогостоящих начальников»), низкая
производительность труда («нанимаем много дешевых рабочих»). В стратегии это
нежелание инвестировать в новые технологии («растем вслед за спросом»), бурная неоправданная
диверсификация по территории и отраслям на заемные деньги без ясного понимания
синергии («берем все активы, которые можно взять»). Лучше бы к этим болячкам
русского бизнеса не возвращаться.
ДП: Какие
уроки выносит бизнес-образование из кризиса? Можно ли говорить о каких-то
фундаментальных изменениях в подходах, методиках, логике выстраивания курсов?
МК: Уроки те же, что и для всех других компаний. Для достижения
долгосрочного успеха (а в сложные периоды часто и для «элементарного
выживания») надо быть более конкурентоспособными. Надо уметь делать то, что
другие сделать не могут.
Что же до фундаментальных изменений - то это вряд ли. Но в наших программах
сейчас мы стараемся больше внимания уделять более прикладным дисциплинами и
темам, инструментам менеджмента, дающим относительно «быструю отдачу».
ФР: На мой взгляд, если
перемены такого рода и происходят, то в небольшой части бизнес-школ. Слишком
коротким (я полагаю, что - хоть и очень осторожно и с оговорками - об этом
можно говорить уже в прошедшем времени) оказался кризис, чтобы учебные
заведения всерьез приступили к фундаментальной реформе.
Суета осени 2008 года с оказавшимися ненужными рынку разнообразными
«антикризисными» программами - это, пожалуй, единственное свидетельство
активных (я не говорю умных или правильных) действий большей части бизнес-школ.
Не нужно забывать, бизнес-школы - это прежде всего БИЗНЕС, а потом уже ШКОЛЫ,
следовательно и вели они себя так же, как и прочий российский бизнес: увидев,
что косметические меры неадекватны, а внешняя среда непредсказуема, они
сконцентрировались на операционной деятельности, отказавшись от всяких
фундаментальных - стратегических - действий до лучших времен. С другой стороны,
несколько бизнес-школ, не пересматривая своих географических или отраслевых
приоритетов, все-таки пошли на серьезные модификации портфеля: например,
объявили о начале реализации партнерских или сольных программ Executive MBA.
Но, опять-таки, по моему мнению, кризис лишь подтолкнул эти школы к шагу,
который они и так совершили бы немного позже.
ДП: Какие
инновационные компоненты (в широком смысле этого слова) появились в системе
организации и обеспечения учебного процесса ИМИСП за последний период?
ФР: Наши слушатели - это прежде всего
работающие менеджеры, мобильные, занятые люди. Для того чтобы сделать их
обучение в ИМИСП существенно более комфортным, мы завершили очередной этап
интеграции различных элементов учебного процесса при помощи
интернет-технологий. Речь идет о текущем контроле знаний в программах, о
коммуникации с преподавателем при подготовке домашних заданий, о виртуальных
контактах внутри группы. Начиная с этого года, слушатели программ ИМИСП будут
получать аккаунты с широким набором дистанционных функций, что позволит им
эффективно учиться на программах института. При этом подчеркну, что все
программы ИМИСП - очные, проходящие в непосредственном контакте преподавателя и
аудитории, а упомянутые функции делают это обучение более комфортным и
эффективным.
МК: Все новое - это хорошо забытое
старое... мы вернулись к централизованным продажам, так что естественным образом
произошло перераспределение полномочий, с каждой группой опять будут работать
два менеджера: на входе и в процессе обучения. Продолжаем искать новых
преподавателей как среди наших выпускников (надеемся, что в этом году один из
них пополнит наш преподавательский состав), так и среди специалистов в тех
узких областях, которых не хватало нашим слушателям. Также продолжается работа
по стандартизации учебных материалов и приведение их к единому корпоративному
стандарту.
ДП: Появилось
ли что-то принципиально новое в вашем «преподавательском активе». Новый
консультационный опыт, который получит то или иное развитие в ближайшее время?
Новые методики? Кейсы? Бизнес-модели? Может, что-то изменилось в форме подачи
материала, в том как Вы строите свое общение с аудиторией?
МК: В области финансов все модели и методики придуманы уже сто
лет назад, и предложить что-то
концептуально новое нам и мне, в частности, вряд ли удастся. Что же до
обновления материалов, то это, в первую очередь, примеры: примеры компаний,
которые в условиях финансового кризиса (падения спроса и дефицита ликвидности)
по-разному отстраивают приоритеты, в частности в области управления денежными
потоками. Примеры успехов и неудач на этом пути.
ФР: В свой дисциплине -
стратегическом менеджменте, -- я делаю довольно радикальный разворот в сторону
конструирования и контроля корпоративных структур. Готовлю новый материал об
управлении сложными диверсифицированными компаниями в российских условиях.
Разумеется, процессы консолидации и деконсолидации в отечественных отраслях,
стремительно развивавшиеся в течение последнего года, дают большой и, решусь
сказать, уникальный материал для темы корпоративного управления. Поэтому,
появятся как новые слайды, так и новые кейсы...
Говоря о методике, в этом году я намерен больше времени проводить с малыми
группами и индивидуальными слушателями в процессе подготовки ими домашних работ
и проектов. На мой взгляд, этого в прошлые годы не хватало - стратегия
становилась все более и более сложной дисциплиной, а количество часов,
проводимых в индивидуальном «консалтинге» слушателей, оставалось прежним. Буду это
менять. Наконец, в этом учебном году у меня появилась возможность пригласить
ассистента, который будет работать с материалом стратегического управления в
аудитории и вне ее, готовясь к самостоятельной деятельности и одновременно
улучшая качество и инновационность курса.
ДП: Что
сейчас - «в эпицентре» ваших профессиональных интересов. Направление.
Проблематика. Неизведанные области...
МК: Если говорить о моих личных
профессиональных интересах как преподавателя, то, скорее всего, они лежат на
стыке проблем управления финансами (чем я более или менее успешно занимался до
сих пор) и других предметных областей, таких как маркетинг, стратегия и др.
Современный бизнес требует все более комплексного подхода в принятии, казалось
бы, узкофункциональных решений, а для этого нужно иметь соответствующее
понимание системных взаимосвязей в пространстве деятельности компании.
ФР: Как я говорил выше - прежде
всего, проблематика построения корректных систем управления для сложных
диверсифицированных компаний в России. Во-вторых, мне интересно развить
«методологический» сюжет из области конкурентной стратегии: попытаться
разработать применимый в повседневной практике алгоритм формулирования
инновационных стратегий, алгоритм, который, будучи использован разными людьми,
давал бы схожие результаты и, значит, не зависел бы целиком и полностью от
творческих способностей личности... Возможно, в этом году какой-то материал по
этой теме вынесу в аудиторию.
ДП: Предположим,
из нашей реальности исчезла такая категория, как «коррупция». Что еще должно
произойти, чтобы российская экономика стала не только результативной, но и
эффективной? Что должно измениться в управлении российскими компаниями (на
разных уровнях)?
МК: В моем понимании этого вполне
должно хватить, только вот ее искоренение мне лично как-то не
видится возможным. Из управления должен исчезнуть тезис: «результат любой
ценой». И вместо политиков бизнесом должны управлять профессиональные,
соответствующим образом обученные менеджеры.
ФР: Нужна более высокая
производительность труда на всех уровнях. Нужен корректный организационный
дизайн, ориентированный не на тотальный финансовый контроль собственника и его
административный ресурс, а на извлечение синергетического эффекта из сочетания
видов деятельности. Наконец, нужна воля к зарубежной экспансии, но не в смысле
построения спрятанных от государства финансовых холдингов, а в смысле
приобретения и ИНТЕГРАЦИИ иностранных активов с целью извлечения
синергетического эффекта в корпорации в целом. Так сказать, если ты покупаешь
виноградник во Франции, продавай вино в своем магазине в Петербурге.
ДП: Какими
профессиональными компетенциями должен обладать современный менеджер, чтобы в ближайшие
несколько лет построить успешную карьеру? Изменились ли «фокусы и акценты» в
требованиях, которые предъявлял работодатель, скажем, 5 лет назад и предъявляет
сейчас.
МК: Наверное, изменились. В головах
менеджеров разных уровней за последние годы накопилось достаточно большое
количество знаний, ликвидация первичной «бизнес-неграмотности» системой бизнес-образования
уже практически закончена. Но в будущем выиграет тот, кто сумеет наиболее полно
эти знания применить, использовать системно и комплексно, добиваясь конкретных
результатов в каждом конкретном случае в каждой конкретной компании.
ФР: По моему мнению, все нужнее
«люди из отрасли». То есть существенно возросли требования к отраслевой
подготовке и опыту менеджеров. Это особенно хорошо видно сейчас, когда компании
возобновляют наем управленческого персонала. С другой стороны, отраслевой
специалист должен обладать безупречным набором менеджерских знаний и умений -
того, чему учат в бизнес-школе. И чем выше позиция, тем большим этот набор
должен быть... Резюме таково: успешный менеджер должен иметь профессию,
определяющую его отраслевую принадлежность, позитивный опыт работы в отрасли, а
также управленческую квалификацию, приобретаемую через обучение и через
практику.