Инновационный подход к образованию: дети учат менеджеров

Дата публикации 19.12.2013

В WU Executive Academy особое внимание уделяется инновациям. Это относится не только к способам передачи новейших знаний и современного управленческого инструментария участникам программ, но и к применяемым педагогическим подходам и  методам обучения. После тренингов «Оркестр лидеров» и «Управление в темноте» WU Executive Academy добавила в свое портфолио еще один инновационный формат обучения: «Дети учат менеджеров» семинар, предоставляющий менеджерам возможность «проверить» свои лидерские качества, отбросив когнитивное мышление и взглянув на них по-новому.

В программах корпоративного развития WU Executive акцент сделан на технологии "встроенного обучения": знаниям, которые сложно приобрести в теории – некоторые аспекты лидерства, жизненные ценности, этика и т.д., придаются эмоциональные характеристики, дающие участникам программы возможность «пережить» их. Создание прочной связи между эмоциональным и когнитивным познанием позволяет лучше усваивать информацию. 

Тем не менее, эмоциональное познание – только один из важных аспектов: программы основаны на совершенно новой концепции обучения, когда высококвалифицированные специалисты делятся практическим опытом, органично встраиваемым в научное содержание программы. Традиционное занятие в аудитории обычно в течение двух-трех дней с профессором WU Executive Academy является неотъемлемой часть формата. Интегрируя семинар «Дети учат менеджеров» в программу подготовки управленцев, WU Executive Academy кастомизирует последнюю в соответствии со спецификой бизнеса клиента.

Концепция была разработана Маргрет Расфелд (Margret Rasfeld) – директором евангелической школы в Берлине (Evangelische Schule Berlin Zentrum), ключевым экспертом в «Диалоге о будущем Германии» Ангелы Меркель и одним из организаторов «Schule im Aufbruch» – инициативы по поощрению развития школами культуры обучения, способствующей раскрытию индивидуальных способностей.  

Маргрет Расфелд и «Schule im Aufbruch»

Опыт евангелической школы в Берлине Маргрет Расфелд и ее команды показывает, как можно коренным образом изменить культуру обучения, сделав акцент на раскрытии индивидуальных способностей. Семинары являются частью учебного процесса в школе: «Пружинка внутри, хлопушка снаружи», – слова 12-летнего ученика, который, очевидно, понял суть происходящего.  Способности детей и подростков гораздо больше, чем о них думают родители. И семинары «Дети учат менеджеров» являются хорошей иллюстрацией. «Обмен информацией происходит на равных и в атмосфере взаимного уважения, от чего все только выигрывают», – говорит Маргрет Расфелд.

Ученики против менеджеров  переворот сознания 

Семинар, который WU Executive Academy теперь предлагает своим клиентам, дает менеджерам возможность встретиться с группой детей в возрасте от 13 до 16 лет, чтобы вместе с ними изучить вопросы лидерства под другим углом. На основе модели взаимоотношений ученик-учитель в школе в соответствии с концепцией Schule im Aufbruch вырабатывается практическое руководство. Сегодня и академики, и практики рассматривают трансформационное лидерство как стратегию, обеспечивающую высокий уровень мотивации и удовлетворенности сотрудников, что делает саму организацию более эффективной и успешной. Пройдя через процессы преобразования в школе, ученики становятся специалистами с богатым опытом в этой области, которым они способны поделиться. В конце концов, их школе удалось создать то, к чему стремятся организации – культуру настоящего взаимоуважения, обеспечивающую высокую производительность.

Своим подходом и вдохновением, ученики оказывают огромное влияние на менеджеров, а их прямота и креативность позволяет участникам программы пересмотреть свой взгляд на лидерство.  

  • Они задают вопросы, на которые взрослые, казалось бы, должны знать ответы. 
  • Они не говорят о теории, но делятся своим опытом.
  • Они откровенны, свободны от страхов и полны уважения.

Менеджеры получают огромную пользу от такой трансформации процесса обучения.  Взглянув на привычные ситуации по-новому, они открывают для себя давно забытые желания и модели поведения.  Совместная работа с подростками – опыт, который меняет. Участники программы не только учатся заново объяснять сложное простыми словами, но и выигрывают от сотрудничества нескольких поколений в иных аспектах. Благодаря отсутствию профессиональных и социальных символов во внешнем облике, управленцы решают задачи в простой и непривычной манере, которая  резко отличается от типичной для мира взрослых дипломатичности и сложности.

Ученики и менеджеры работают над вопросами, с которыми последние ежедневно сталкиваются в профессиональной деятельности.  

Получив такой опыт, менеджеры начинают чувствовать и понимать весь масштаб и потенциал трансформационного лидерства. Вместе с учениками они изучают новые подходы и средства внедрения трансформационного лидерства в своих организациях. Например, каждый менеджер поднимает вопрос, с которым он или она сталкивается в своей профессиональной деятельности каждый день, а участники семинара обсуждают в небольших группах, состоящих из двух-трех менеджеров и одного-двух учеников, и дают ответ. 

Вопросы, на которые подростки могут дать удивительную экспертную оценку: 

  • Как добиться доверия сотрудников? 
  • Как повысить мотивацию сотрудников? 
  • Как улучшить отношения в коллективе? 
  • Каким образом я могу обеспечить профессиональный рост сотрудника?
  • Каким образом можно развивать культуру взаимного доверия и уважения? 
  • Почему так важна увлеченность в реализации проектов? 
  • Что могут сделать менеджеры для развития культуры доверия, в которой ошибки рассматриваются как возможность для роста?
  • Во время семинара ученики играют разные роли. Они могут: 
  • Выступать движущей силой (задавая вопросы и делясь своим опытом).
  • Действовать как посредники (во время работы в малых группах).
  • Наблюдать и давать обратную связь (Какое впечатление производят менеджеры? Какие чувства они вызывают?).