Этический отбор

Дата публикации 19.01.2010
Профессор Питер Брайант (Peter Bryant) специализируется на изучении законов возникновения и развития новых компаний (в том числе венчурного бизнеса). Недавние исследования Питера направлены на изучение влияния организационного поведения и социальной ответственности предпринимателей на развитие бизнеса.

Профессор Брайант, Вы оперируете такими понятиями, как «moral awareness» (этическое восприятие бизнеса) и «self-regulation» (самоконтроль). Как применить эти понятия для определения эффективности бизнеса? Предпринимались ли какие-либо попытки измерить это или хотя бы включить в планы оценки менеджерских компетенций?

Сомнение в том, что ты делаешь, и страх совершить ошибку буквально парализуют любого менеджера, даже руководимого самыми благими намерениями. Напротив, уверенность в собственных силах при реализации этих намерений положительно влияет на результаты бизнеса, а также усиливает такие составляющие, как этическое восприятие бизнеса и ответственность. Предпринимателям нужны такие качества, как мужество и уверенность, поэтому им необходимо четкое осознание своей эффективности и убежденность в правильно выбранном направлении, особенно когда это касается неоднозначных целей и задач, выполнение которых ставит перед человеком моральные дилеммы. Уверенность в собственной эффективности и ориентирование на достижение цели - это важные составляющие самоконтроля, то есть процесса соотнесения своих мыслей и поступков с необходимостью достичь поставленной цели. К счастью, сегодня мы уже знаем, как влиять на самоконтроль, и некоторые из этих приемов могут быть использованы также и для развития этического восприятия руководителя. Например, некоторые рекрутинговые компании при тестировании кандидатов на вакансии руководителей проверяют уровень этического восприятия бизнеса и осознание собственной эффективности в качестве критерия выбора будущего сотрудника.

Вы можете привести примеры из Вашей практики, когда этическое восприятие бизнеса стало главным фактором успеха того или иного начинания?

Когда приходится принимать решения в условиях высокого риска и неопределенности, необходимо взаимное доверие в компании. У вас может не быть времени и необходимой информации, и окно возможностей может быть сужено до предела. Но решения и действия должны быть быстрыми. И если вы не знаете, кому верить, как можно принять правильное решение? И еще хуже, если окружающие не верят вам! Поверьте, предприниматели очень часто действуют именно в таких условиях. Я на своем опыте работы руководителем и в своих исследованиях часто видел примеры такой работы под очень сильным внешним давлением. И я знаю нескольких очень успешных предпринимателей с репутацией честных людей с развитым этическим восприятием бизнеса. Они заслуживают доверия, и это является определяющим фактором. Например, несколько лет назад один из таких моих знакомых предпринимателей оказался в затруднительном финансовом положении и нуждался в помощи от инвесторов. Именно тот факт, что они доверяли ему, и позволил ему получить поддержку. Другой мой знакомый предприниматель решил диверсифицировать свой бизнес и начал с разработки одного фармацевтического продукта. Когда бизнес был на стадии тестирования нового продукта, это тестирование проводило подразделение, за которое отвечал именно он. Компаньоны этого человека могли только верить ему на слово, когда он говорил о результатах тестов. Они поверили, и это стало залогом успешного перехода бизнеса из стадии разработки в стадию реализации продукта. В обоих случаях такое доверие было возможно благодаря высоко развитому этическому восприятию бизнеса. Это качество важно и для работы в больших компаниях. Лидерам нужно уважение, доверие и отдача от коллег, и все чаще на это влияют этические и моральные качества руководителя, особенно во время кризисов и быстрых изменений.

Вы говорили о том, что эти качества оцениваются на интервью при приеме на работу. На что именно обращают внимание работодатели?

Существует ряд тестов и методик.

Работодатель хочет знать, насколько кандидат чувствителен к проблемам этического характера. Важно также понять, насколько потенциальный сотрудник способен управлять собственными мыслями и поступками. Особенно это важно для руководящих позиций.

Как на это реагируют бизнес-школы? Стоит ли будущему слушателю программы MBA ждать от бизнес-школ помощи в развитии самоконтроля и этического восприятия бизнеса?

Недавний финансовый кризис подтолкнул бизнес-школы к тому, чтобы обратить больше внимания на этическую сторону обучения менеджеров. Часть такого решения - развитие в слушателях более высокого уровня этического восприятия бизнеса. Например, в IE Business School мы делаем это посредством введения дисциплин, направленных на изучение социального вклада бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Людям, выбирающим бизнес-школу, стоит присмотреться к тому, как в той или иной программе реализованы эти составляющие бизнес-образования.