7 октября в Москве и 10 октября в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Executive MBA и обучение для топ-менеджеров», организованная компанией Begin Group. Выставку посетили более 400 человек, заинтересованных в получении бизнес-образования формата еxecutive в российских и западных бизнес-школах, - руководители компаний, менеджеры высшего звена, линейные руководители.
В выставке принимали участие такие мировые лидеры бизнес-образования, как The University of Chicago Booth School of Business, Fuqua Business School at Duke University, IE Business School, Cass Business School, Kellogg-WHU EMBA Program, TRIUM EMBA, Vlerick Leuven Gent Management School и ряд других.
Российские программы EMBA представляли Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве PФ, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве PФ , Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, Высшая школа менеджмента СПбГУ, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Высшая экономическая школа СПбГУЭФ, Международный банковский институт, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента и другие.
В настоящее время происходит все более четкое выделение программ Executive MBA в отдельный сегмент рынка бизнес-образования. В западных школах название «еxecutive» все чаще становится синонимом именно дистанционной программы, когда слушатели могут проходить обучение не оставляя работу. При этом программы часто рассчитаны на средний менеджмент с 3-летним опытом руководящей работы (а не с 5-летним, как это обычно бывает на программах для руководителей). Программы состоят, как правило, из нескольких очных модулей, которые слушатели проходят в кампусе школы. Продолжительность модулей может варьироваться от нескольких дней до нескольких недель в семестр. Общая продолжительность обучения на западных программах EMBA, как правило, составляет 1,5 года, на российских - 2.
Также на рынке представлен достаточно широкий спектр совместных программ, которые предлагают российские школы бизнеса в партнерстве с западными. Сегодня известные зарубежные бизнес-школы все более охотно идут на контакт с отечественными и открыты к разработке совместных проектов.
На Западе спрос на программы бизнес-образования растет во время кризиса. В основном это происходит за счет программ full-time, востребованных людьми, у которых в кризис либо нет работы, либо они считают, что целесообразнее пойти учиться, чем работать за меньшие деньги с большей нагрузкой, как это часто бывает в кризис. Программы формата part-time, к которым относится и Executive MBA, находятся в более сложной ситуации. В кризис совмещать работу и учебу становится сложнее. Тем не менее, менеджеры все же используют возможности кризиса для обучения, чтобы накопить потенциал к новому витку экономического подъема. Стала очевидна переориентация программ на индивидуальных потребителей, так как в сложной экономической ситуации корпорации сокращают бюджеты на обучение сотрудников. Кризис предоставляет целый ряд преимуществ - на многие программы, на которые раньше были серьезные конкурсы, поступить стало проще; бизнес-школы предлагают слушателям более гибкие системы оплаты обучения, иногда предоставляя возможность пройти отдельные образовательные модули, по итогам окончания которых слушатель получает полноценный диплом MBA.
В рамках выставки в Москве, помимо ставших уже традиционными презентаций бизнес-школ, состоялась встреча с выпускниками ведущих зарубежных программ EMBA. На встрече выпускники Duke, Kellogg, а также совместной программы АНХ и Kingston University рассказали о своем опыте обучения и о том, какие новые знания и навыки они приобрели и как применяют их на практике.
Комментарии выпускников программ EMBA:
Максим, выпускник Duke, компания Russia Partners
У нас на курсе была большая команда, внутри нее по сей день возникают новые идеи и проекты. Некоторые из них ни к чему не приводят, некоторые становятся довольно интересными, особенно те, которые касаются инвестиционной отрасли.
В ходе обучения для меня были особенно интересны различные математические модели, я применяю их в своей работе буквально сразу же. Например, на их основе была разработана заново модель развития бизнеса - оценка, которая раньше делалась, в общем-то, просто «на коленке». Теперь она рассчитывается с применением новейших научных и практических достижений, мы составляем финансовые и математические модели.
Отдельно хочется отметить курс по лидерству. Профессор, преподающий дисциплину, - один из авторов модели построения лидерства на 6 сегментах. Я теперь почти все свои задачи сравниваю с этими шестью моделями.
Ярослав, Kellogg - WHU, Сбербанк
Обучение оказалось очень полезным с точки зрения разработки стратегии и построения финансовых моделей. Раньше я использовал обычные сценарии - пессимистический, оптимистический, «средний» - исходя из средних значений всех переменных. После обучения я понял, что это неправильно, потому что вероятность таких сценариев крайне низкая.
Кроме того, теперь я знаю, какие типичные ошибки при оценке стоимости компаний делают инвестиционные банкиры. Почти все оценки бывают сильно искаженными.
Также я недавно самостоятельно моделировал технические модели call-центров на своем нынешнем месте работы в Сбербанке. Это касается учета численности call-центра, нагрузки, количества каналов связи, мощности каналов связи и т.д.