Диджитализация против глобализации: мегатенденции – это благо или вред?

Пресс-релиз WU Executive Academy Вена, 15 апреля 2019

Профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy

История повторяется: в 1980-е годы это была глобализация, сегодня – диджитализация. Обе мегатенденции вызывали и продолжают вызывать в умах людей коллективный страх, заставляя их забывать, насколько позитив перевешивает негатив даже с учетом всех потенциальных угроз. В этом материале профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy, объясняет, почему опасения в отношении этих двух тенденций совершенно понятны, но абсолютно контрпродуктивны.

Конец существования национальных особенностей не за горами. Это ключевая мысль известной статьи гарвардского профессора экономики Теодора Левитта, опубликованной еще в 1983 году. Он утверждал, что в то время как обычным национальным компаниям приходилось вкладывать много денег и ресурсов в адаптацию своей продукции к местным рынкам в разных странах, глобальные компании придерживались многообещающей стратегии, а именно, выпускали продукты, пользующиеся спросом, на глобальный рынок. Эта статья разожгла опасения, нарисовав мрачную картину зарождающегося феномена глобализации, которая, как утверждалось, способна полностью уничтожить местный бизнес, потревожить рынки и угрожать экономике.

Видеть возможности, а не угрозы

«В то время все полагали, что глобализация окажется чем-то ужасным и выживут только крупные бренды и корпорации, – вспоминает декан WU Executive Academy Барбара Штёттингер. – Коллективный страх был заметен так же, как сегодня, когда мы говорим о диджитализации. Но ни глобализация, ни диджитализация не представляют собой нечто, зависящее от перипетий судьбы. Они созданы людьми и, таким образом, могут принимать нужную нам форму». Опасения, связанные с глобализацией, оправданы лишь частично. В настоящее время национальные экономики тесно взаимосвязаны в результате интенсивной торговли – импорта и экспорта, и политические решения, например планы президента США Дональда Трампа по введению тарифов на европейские автомобили, действительно могут иметь серьезные последствия. Также верно, что финансовый кризис и, в частности, банкротство Lehman в США в 2008 году, оказали огромное глобальное влияние. Но в конечном итоге ни глобализация, ни диджитализация не являются изначально чем-то плохим. «Все мы –исследователи, бизнес-лидеры, политики и граждане – несем ответственность за то, что сами создадим на их основе», – говорит Барбара Штёттингер.

Вот почему мы не должны допустить, чтобы наши страхи одержали верх:

1. В среднесрочной перспективе преимущества перевешивают недостатки.

Глобализация не новое явление. Она началась много веков назад с установлением международной торговли после открытия Нового Света. Во времена Римской империи восточные пряности и шёлк поступали на запад из Азии и с Востока. Начиная с конца 15-го века конкистадоры везли болезни в Новый Свет, а золото и серебро – в Европу. Торговля всегда приводила к процветанию рынков. Именно благодаря глобализации, которую мы наблюдаем за последние 30 лет, бедность сократилась во всем мире, больше людей получили доступ к образованию, а экономический рост увеличился. Кроме того, если бы страны не были экономически взаимозависимыми, крупные войны, вероятно, были бы более частым явлением.

Есть основания полагать, что диджитализация также выгодна для общества в целом. По данным Фонда Бертельсманна, в компаниях значительно сократились расходы на транспорт и связь. Кроме того, диджитализация способствует ускорению экономического роста. «Такие заголовки, как «Одно из четырех рабочих мест находится под угрозой», правдивы лишь наполовину. Неинтересные рутинные задачи становятся автоматизированными, это касается и более высококвалифицированных видов трудовой деятельности», – говорит Барбара Штёттингер. Но в то же время «возникнет множество новых профессий. Например, специалист по данным – многообещающая профессия с очень светлым будущим». Кстати, это одна из причин, по которой WU Executive Academy разработала специальную программу для начинающих специалистов в области данных. Оглядываясь назад, можно четко увидеть, что диджитализация создает возможности: первое рекламное онлайн-объявление было опубликовано в 2008 году и стало большим шоком для профессионалов офлайн-маркетинга. С тех пор онлайн-агентства процветают и появляются новые возможности для трудоустройства. «Важно держать руку на пульсе и использовать потенциал диджитализации», – говорит Барбара Штёттингер.

Каждое движение порождает противодействие.

2. Каждое движение порождает противодействие.

Мировые бренды присутствуют везде. На всех торговых улицах любого мегаполиса мира, похоже, можно найти одни и те же модные бутики. Дешевые товары из Китая лишают мелких региональных ремесленников средств к существованию. В этом нет ничего нового. Но по мере того, как мы все больше миримся с этой мыслью, маятник начинает качаться в другую сторону: растет спрос на региональные высококачественные продукты, особенно в городских районах на западе. Люди предпочитают региональную роскошь дешевым товарам – продуктам глобализации.

В области диджитализации существует аналогичная тенденция, призывающая к большей осознанности в вопросах наших цифровых привычек и использования интернета. Феномен, известный как цифровая детоксикация, заставляет сотрудников и менеджеров уходить для уединения в лес или горы. Осведомленность переживает подъем. В современном быстро меняющемся мире люди стремятся сфокусироваться на моменте и занимаются самоанализом. Что касается явлений, последствия которых предположительно могут быть негативными, стоит придерживаться четкой стратегии – видеть их развитие в перспективе и действовать соответствующе. Помимо интернета существует его нелегальный аналог, даркнет, где люди торгуют заказными убийствами, оружием и наркотиками. Однако «никто никогда серьезно не подумает об отключении интернета из-за этого, – говорит Барбара Штёттингер. – Важно принять меры для противодействия негативным последствиям на раннем этапе. Именно здесь требуется наш вклад».

3. Глобализация и диджитализация – катализаторы инноваций.

Новейшие методы лечения рака; роботы, позволяющие выполнять минимально инвазивные хирургические процедуры; беспилотники, помогающие спасать жизни; общение в реальном времени посредством смартфонов, ИИ, электромобили с автоматическим управлением, мобильные денежные переводы – список цифровых нововведений бесконечен. Темпы развития научно-исследовательских достижений в области медицины, экологии, транспорта или робототехники, никогда не были бы так высоки без средств коммуникации, полученных благодаря диджитализации. В нашем глобальном, взаимосвязанном мире важные продукты и услуги могут быть доступны для людей повсюду, в том числе в так называемых развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. «Без диджитализации многие инновации были бы невозможны, а без глобализации многие из них были бы незначительны», – заключает Барбара Штёттингер.

Press contact:
WU Executive Academy
Mag. Paul Kospach, MA
Welthandelsplatz 1, Building EA
1020 Vienna
+43 1 31336 5161
paul.kospach@wu.ac.at
www.executiveacademy.at