Выбор бизнес-школы на основе популярных рейтингов становится похожим на игру в казино. Представители приемных комиссий ведущих бизнес-школ советуют кандидатам на поступление на программу MBA наряду с рейтингами использовать и другие источники информации.
Руководители приемных комиссий в топовых бизнес-школах и консультанты образовательного рынка говорят, что многие кандидаты слишком сильно полагаются на рейтинги и игнорируют другую важную информацию. Это может отрицательно сказаться на шансах поступить в бизнес-школу, потому что члены приемных комиссий обычно не в восторге, когда кандидаты сообщают, что выбрали бизнес-школу из-за ее высокой позиции в том или ином рейтинге.
Эксперты считают, что рейтинги являются хорошим подспорьем для тех, кто умеет ими правильно пользоваться. Сара Неер (Sara Neher), заместитель декана по вопросам приема на программы MBA в Darden School of Business (University of Virginia), считает, что рейтинги бизнес-школ созданы для того, чтобы кандидаты не тратили деньги на консультантов: «Используйте рейтинги для того, чтобы выбрать школы для подачи заявлений, но не смотрите на них, когда вы решаете, в какой школе будете учиться».
«Рейтинги являются наиболее полезными для тех, кто только начинает задумываться о поступлении в бизнес-школу, – говорит Патрик Нунан (Patrick Noonan), аналитик Goizueta Business School (Emory University). – Кандидаты должны использовать рейтинги для того, чтобы сузить количество школ, которые они рассматривают для поступления. Но для начала нужно понимать, что именно показывает каждый рейтинг».
Например, рейтинг Bloomberg Businessweek основывается на оценках работодателей и слушателей. US News показывает репутацию бизнес-школы и процент трудоустройства после окончания.
Дуглас Боумэн (Douglas Bowman), профессор маркетинга в Goizueta, считает, что кандидаты должны понимать, что топовые бизнес-школы очень мало отличаются друг от друга, и рейтинги точно не показывают этих различий.
Однако будущие студенты могут извлечь некую информацию из рейтингов, зная, что они показывают. Например, большинство студентов не принимают во внимание при выборе бизнес-школы такой показатель, как количество профессоров с цитируемыми статьями в научных журналах. Однако это говорит о том, что кандидаты просто недооценивают этот показатель. «Когда я говорю им, что количество научных публикаций свидетельствует о вовлеченности и инновационности преподавательского состава, они тут же меняют свое мнение», – рассказывает Нунан. Рейтинги Bloomberg Businessweek и Financial Times, к примеру, включают этот показатель в оценку.
Джули Стронг (Julie Strong), старший научный сотрудник и директор по приему в Sloan School of Management (MIT University), считает, что необходимо четко представлять, откуда составители рейтингов берут информацию: «Спрашивайте, задавайте вопросы! Получают ли составители рейтинга информацию напрямую от бизнес-школ? Если нет, то откуда они ее берут? Как часто составляется рейтинг? Не устарела ли информация, которой вы пользуетесь?»
Специалисты советуют составить на основе рейтингов список бизнес-школ, в которые вы будете подавать документы. Напротив каждого рейтинга можно проставить тот показатель, который наиболее важен для вас. Далее полезно посмотреть на специализированные рейтинги, которые часто публикуются в прессе: тут можно выделить лучшие школы в области финансов, маркетинга и других дисциплин.
Когда список составлен, самое время отвлечься от рейтингов и получить более детальное представление о тех школах, которые попали в ваш список.
Эксперты также предостерегают о некоторых опасностях, таящихся в рейтингах. Например, далеко не все поддается подсчету и выражению в цифрах. Джуди Олайан (Judy Olian), декан UCLA Anderson School of Management, считает, что кандидаты должны провести самостоятельное серьезное исследование, ведь они собираются потратить огромную сумму денег (двухгодичное обучение в ведущей бизнес-школе вполне может перевалить за отметку в $300000): «Нужно оценить много факторов, и рейтинг – только один из них, и не самый главный. Совершенно необходимо посетить кампус, поговорить со студентами и выпускниками». Рейтинг никогда не расскажет о жизни на кампусе или о том, что конкретно бизнес-школа делает для трудоустройства выпускников.