Научный руководитель программы «Национальный лидер» школы бизнеса «Мирбис» Александр Сергеев о перестройке образования для менеджеров
Выступление на конференции «Роль
бизнес-образования в системе управления знаниями»:
Что изменилось с кризисом в бизнес-образовании? Клиентов не стало
меньше , их стало больше, но они стали другие. У них другие требования,
другие ориентиры. Модель образования к этим вызовам оказалась
неготова, она обслуживала другую реальность. Российское
бизнес-образование не заметило взросления российского бизнеса.
Когда компания выстроила свою структуру, она понимает, что
структурировать дальше некуда, и запросы поступают на формирование
лидерства, мягких навыков.
Многие авторы говорят, что инновационный потенциал - это готовность
предприятий к инновационной деятельности. Но получается, что должен быть
внешний сигнал: когда компании скажут сверху «займитесь», то она
займется инновациями. Суть инновационной активности - в способности
компании производить инновационный дух, когда внешние силы от тебя этого
не требуют. Ты активен не потому, что тебя просят, а потому что иначе
не можешь. Компания может привлекать на аутсорсинге или в партнерстве
другие компании, чтобы ускорить инновационный процесс. Инновационный дух
важен, а все остальное приобретается на рынке. Так что это способность
менеджмента выстраивать кооперацию на рынке. А российскому бизнесу часто
не хватает доверия на рынке, и все процессы пытаются выстраивать
самостоятельно.
Вопрос - насколько система российского бизнес-образования к этому
готова. С одной стороны, бизнес-образование взрослеет и сложилось в
отрасль, с другой стороны, нарастает его критика со стороны
бизнес-сообщества и государства.
Что в существующей модели обучения не так? Нет целей обучения,
связанных с личностным ростом. Программы обучения перегружены огромным
количеством частных знаний, студент переварить их не может. Получается
демотивация, и он не понимает, зачем это происходит. Доминируют
словесные формы обучения, и хороший преподаватель и хороший лектор
воспринимаются как синонимы.
Что делать в этой ситуации, что делает «Мирбис»? Цель обучения - это фокус
на лидерство, на преобразующее лидерство, которое предполагает
социальную ответственность перед семьей, людьми, с которыми человек
живет вместе, и на проактивное лидерство - создание новой ситуации,
новых решений, творческая активность.
Какова принципиальная проблема моделей обучения? Процесс практики и
рефлексии оторван от изучения концепции. Преподаватель приходит и
говорит, что технология должна быть такая, а концепция такая. Студент
может эту модель запомнить, рассказать и забыть на следующий день,
потому что она не имеет для него личностного смысла. Если посмотреть на
любую модель обучения в бизнес-школе, изучение нового знания занимает
90%, отработка - 4%, контроль - 4%, а мотивация - с ней он должен
прийти. Это в корне неправильно. Мотивация должна быть главным. Передача
знаний - это процесс простой, а процесс личностного развития -
непростой. Это зависит от атмосферы в школе, корпоративной культуры,
настроя лектора.
Думаю, что у бизнес-образования есть большие перспективы, если оно
осмыслит имеющиеся сегодня проблемы, если оно будет адаптироваться к
новым условиям рынка.