Бизнес-образование: где получать и чему учиться?

Дата публикации 08.07.2013

Первые программы MBA появились в США в конце 19-го века. Но настоящей популярности бизнес-образование достигло только во второй половине 20-го века, о чем свидетельствует растущее количество бизнес-школ. Дословно МВА расшифровывается как Магистр бизнес-администрирования (Master of Business Administration), это ведущая степень в области бизнеса. На практике за этим понятием скрывается целый ряд более конкретных специализаций.

Существует статистика, согласно которой большинство выпускников MBA работает в сфере консалтинга, частного капитала, инвестиционного банкинга. Средний уровень дохода таких выпускников – от 130 тысяч долларов в год.

Для поступления на программу MBA требуется опыт работы в бизнесе – от двух до четырех лет, некоторые школы дополнительно устанавливают возрастную планку. Бизнес-образование всегда платное и стоит недешево – но ведь и ориентировано оно, прежде всего, на успешных предпринимателей.

Вне зависимости от того, о какой школе идет речь, существуют следующие основные разновидности программ MBA:

 

  • Full-Time – дневное обучение, по своей сути близкое к учебе в магистратуре. Такие программы ориентированы на тех, кто может позволить себе оставить работу на год-полтора, они дают наиболее классическое бизнес-образование.
  • Part-Time – вечерние программы, позволяющие учиться и работать одновременно.
  • Distance Learning – заочное обучение.
  • Executive Program – программа для высшего менеджмента компании, относительно новый тип MBA, ориентированный на руководителей разных уровней. Как правило, студенты Executive MBA имеют за плечами 6–8 лет опыта управленческой работы, а занятия посещают либо по выходным, либор в один из рабочих дней. Такие занятия представляют собой обсуждение, моделирование реальных ситуаций и обмен опытом.

 

Существует мнение, что бизнес-образование в США – классическое MBA, где набор предметов выработан многолетней практикой. Так, в США наиболее распространена двухлетняя программа обучения. На первом курсе студенты изучают такие ключевые дисциплины, как маркетинг, финансы, управление организацией, человеческие ресурсы, логистика, и т.д. На втором происходит специализация, выбор тех или иных предметов часто оставлен самим студентам.  

С другой стороны, MBA в Европе – более практическое образование, фундаментальных вводных курсов там не так много, а большая часть преподавателей – консультанты-практики. В свою очередь, азиатские бизнес-школы часто полагаются на опыт своих коллег из Старого Света или из США, но уже сейчас можно сказать, что их специфика – ориентация на азиатский мир и азиатскую экономику. Поэтому специалисты советуют получать MBA, например, в Сингапуре или Гонконге тем, кто в будущем видит свою карьеру в бизнесе, который связан с азиатскими странами.

В связи с практической спецификой программ MBA, немаловажный фактор успешного обучения – состав студентов. Именно по этой причине самые престижные бизнес-школы США требуют, например, 4 года опыта работы: слушатели сразу после университета мало чем интересны и коллегам-студентам, и их преподавателям. Однако по статистике средний возраст студентов MBA в Европе выше, чем в США. Кроме этого, до 90% слушателей там – иностранцы. Классические европейские MBA также значительно короче американских – как правило, они длятся 10–12 месяцев.

Отдельно необходимо сказать про бизнес-школы Великобритании, которые многие считают лучшими в Европе. Это, прежде всего, такие школы, как London School of Business and Finance, European Business School London, Regent's Business School London, Durham Business School, программы MBA в University of East London, University of Southampton, University of Nottingham.