Архитектура университетов всегда имела два предназначения. Первое: выражение публичного имиджа университета, его «общественного» положения, достоинств и амбиций. Второе – архитектура интерьера предполагает решения по организации личного и общественного пространства.
А какой архитектурный имидж должен быть у бизнес-школы? Корпоративная скука? Бесконечные стекло и бетон, символизирующие бизнес-квартал? К сожалению, чаще всего это и есть универсальный архитектурный «дресс-код» бизнес-школ.
Однако времена меняются и появляются интереснейшие архитектурные проекты для различных бизнес-школ – так называемая новая академическая архитектура. Бизнес-школы перестают быть «придатком» к крупным университетам, у них появляется свое лицо, не последнюю роль в этом играют архитектурные решения.
Началось все в начале 2000-х годов в Лондоне и Оксфорде. Компния Foster + Partners существенно изменила облик столичного Imperial College Business School, вписав в ансамбль высокую крытую галерею на тонких колоннах, добавив зданию в стиле модерна 1950-х годов налет городской пышности.
В Оксфорде Диксон Джонс (Dixon Jones), архитектор Королевской оперы и Национальной галереи, спроектировал Saïd Business School, которая теперь возвышается над железнодорожной станцией на окраине города. Здание получило башню в виде зиггурата, что сразу выделило его на фоне всего города. Именно в тот момент (в 2001 году) стало ясно, что новая архитектура призвана не только обеспечивать удобное пространство для обучения, но и в буквальном смысле стать частью создания бренда. Вдруг стало понятно, что архитектурный язык бизнес-школ не обязан соответствовать миру корпоративных кампусов и вполне может заимствовать сюжеты «культурных блокбастеров».
Вопрос архитектурного стиля бизнес-школ был снова поднят в 2010 году с открытием здания московской бизнес-школы Skolkovo School of Management по проекту Дэвида Аджаэ (David Adjaye). В цену программы MBA (60,000 евро), вероятно, заложена такая роскошь, как собственная вертолетная площадка и отдельная парковка для лимузинов. Отчасти архитектурные идеи заимствованы из конструктивизма 1920-х годов.
Лорд Фостер, окончивший Yale в 1960-х годах, проектирует новое здание Школы менеджмента этого университета. Это именно он проектировал галерею для Imperial College Business School. Здание также открывается белыми тонкими колоннами. Вместе с нависающим куполом крыши и элегантными пропорциями они напоминают о греческой архитектуре в сочетании с достижениями немецкой архитектурной школы Баухаус (первая половина XX века) – здание полно непредумышленных несоответствий на фоне технократического фасада.
Чипперфильд (Chipperfield), другой британский архитектор, сейчас работает над строгим и аскетическим проектом для парижской бизнес-школы HEC. Элегантный фасад этого здания будет состоять из застекленного пространства, разрезанного тонкими вертикальными стойками. Здание находится за городом, и в таких случаях всегда есть опасность, что природное окружение не «примет» стерильное уныние бизнес-парка. Чтобы избежать этого, Чипперфильд создал полугородские пространства внутри вытянутого здания: система внутренних аркад (крытых проходов) поощряет случайные встречи и спонтанные «тусовки». Правда, все это сделано с таким «монастырским» минимализмом, как будто предполагается готовить будущих лидеров бизнеса в условиях аскетизма и самоотречения.
Продолжение следует.