25 июня в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «E-Learning@Россия»

Дата публикации 08.07.2009

25 июня в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла первая Всероссийская конференция «E-Learning@Россия». Подобные конференции регулярно проводятся в США, Европе, Азии, Африке и собирают ведущие мировые IT-компании и университеты, занимающиеся вопросами электронного обучения. В работе российского форума приняли участие более 300 человек, в том числе гости из США, Южной Кореи, Армении, Белоруссии. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию, Экспертный совет по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Государственной Думе Российской Федерации.

Открыла конференцию заместитель председателя Государственной Думы Светлана Сергеевна Журова. Она акцентировала внимание гостей на проблемах, которые помогает решить дистанционное образование. Во-первых, это проблема преодоления расстояния. Новые технологии дают возможность получать образование в самых удаленных регионах России. К тому же, именно там, особенно в южных республиках, больше всего детей-инвалидов. Современные информационные технологии помогают им обучаться в дистанционном режиме. В эпоху беспрецедентного прироста информации необходимы эффективные способы получения знаний как можно быстрее, и тут e-learning незаменим. Кроме того, он позволяет гражданам существенно сократить затраты по сравнению с «традиционным» образованием, которое не всем по карману. Возможность студента учиться самостоятельно развивает способность самообразовываться в течение всей жизни, чтобы быть востребованным обществом и рынком труда. Светлана Сергеевна отметила, что сегодня огромное количество информации ученики черпают из Интернета. Без учителя здесь не обойтись, его роль - структурировать знания, формировать систему. В то же время, чтобы не отстать от своих учеников, преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться.

Продолжил тему директор Департамента государственной политики в области образования Игорь Михайлович Реморенко. Он привел данные исследования информационной компетентности, проводимого Минобром среди различных участников учебного процесса. Выводы неутешительны: уровень информационной компетентности учащихся выше, чем у преподавателей. Эта тенденция, по мнению представителя Министерства, меняет структуру образовательного пространства: учитель перестает быть носителем знаний и технологий, а выступает скорее как организатор учебного процесса. Система повышения квалификации учителей должна формироваться по-иному: передавать чужой опыт бессмысленно, необходимо переходить к формированию сообществ, внутри которых люди будут учиться друг у друга, в том числе в области электронного обучения.

Игорь Михайлович определил и другие тенденции развития отечественного образования. «Педагогикой компетентностей» назвал он современное положение дел. Преподаватели ориентируются не столько на развитие конкретных знаний, умений и навыков, сколько на укрупненные компетентности, которые позволяют студентам анализировать информацию, работать с ней в сложных ситуациях. Тенденция дошкольного образования - активное развитие внешних сервисов для детей и их родителей: дополнительные образовательные услуги, консультации, электронные ресурсы, различное интерактивное оборудование. В школах использование внешних сервисов, блогов, форумов становится обычной практикой. Ожидается внедрение автоматизации процессов управления, электронных журналов, баз данных. По оценке Игоря Михайловича, за последние 4 года количество ребят, обучающихся заочно в школах и получающих, как правило, профильное образование, выросло в 5 раз. В профессиональном образовании информационные технологии входят во все направления подготовки, активно используются тренажеры, имитационные системы, виртуальные среды - все то, что имитирует конкретную профессиональную деятельность. При этом образовательные программы потребуют обновления не реже раза в год. Работа вуза по использованию электронных образовательных ресурсов должна быть максимально усилена, - считает г-н Реморенко. Расширение коммуникационных каналов ведет нас к возникновению «дистанционной контактной педагогики». В кризисный и посткризисный периоды актуальной является проблема непрерывного образования и его трансформации с учетом развития e-learning. Здесь мы по многим показателям отстаем от Европы. Опрос с участием людей от 25 до 55 лет показал: дополнительное образование в нашей стране получает 8% граждан, в Европейском союзе - 17%. Самообразованием в России занимается 17,4% населения, в ЕС - 32,5%. Нарастить темпы развития этих секторов помогут вузы и технологии электронного обучения. 

Этому был посвящен доклад научного руководителя МЭСИ, президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира Павловича Тихомирова. Он рассказал, что в МЭСИ создана глобальная электронная система обучения (ГЭСО). Здесь каждое образовательное учреждение может создать свой персональный сайт для организации учебного процесса в электронной среде. При этом, инвестиций в программное и аппаратное обеспечение не требуется. МЭСИ предлагает себя в роли центра помощи университетам в продвижении e-learning. В Университете уже функционирует 10-уровневая модель электронного обучения, включающая логический уровень, программное обеспечение, систему управления, систему мотивации и т.д. По словам Владимира Павловича, e-learning дает возможность университетам интегрировать вокруг себя множество других учебных заведений, входить в международные образовательные сети. Все это позволяет вузу стать центром электронного обучения в регионе, инновационным научно-образовательным комплексом и эффективно работать в условиях информационного общества.

О развитии нормативно-правовой базы электронного обучения в России говорил на конференции заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ Олег Николаевич Смолин. Сегодня законодательство находится фактически на стадии 2002 года. По разным рейтингам электронного обучения, Россия занимает 70-80-е места в мире. В числе лидеров - Южная Корея. Там были приняты законы об электронном обучении, об индустрии электронного обучения и об индустрии знаний.

Об этом и многом другом рассказал профессор корейского Университета Сунгьюнкван Дэ Джун Хван. В стране поддерживают e-learning на государственном уровне, и это позволило реализовать проект «e-Cаmpus 2007», систему обучения для начальной и средней школы Cyber Home. u-Learning (всеобъемлющее, всепроникающее обучение) утвержден как приоритетный национальный проект вместе с u-Healthcare и u-City. Е-learning ознаменовал переход к u-Society, всеобъемлющему обществу, где взаимосвязаны люди и технологии. Бизнес e-learning трансформировался в многообещающий знаниевый бизнес, который ежегодно растет на 8,2%. Общий бюджет e-learning в государственном секторе составил в 2008 году $167 млн, в корпоративном - $812 млн. Сегодня в Корее на основе закона о высшем образовании и закона о непрерывном образовании работают 18 виртуальных университетов. 77,5% «традиционных» университетов используют e-learning. В связи с изменением web-инструментария появляются системы нового поколения - e-learning 2.0.

Такая же ситуация в США. Здесь в процессе обучения активно используют вики, блоги, социальные сети, интерактивные обучающие инструменты: видеоконференции, streaming видео. Профессора Университета штата Аляска Наталья и Виктор Зингер рассказали, что в Америке многим студентам при поступлении выдают КПК, в котором уже содержится вся полезная информация, учебные материалы, расписание. E-learning в стране не противопоставляется «традиционному» обучению и не требует специальной нормативной базы - преподаватель вправе выбирать форму обучения самостоятельно. По мнению американских коллег, e-learning создает условия и предпосылки для непрерывного образования и ведет к уникальному прорыву - высшей эффективности образования.

Опыт развитых и развивающихся стран показывает: если Россия не пойдет тем же путем, мы отстанем не только в области образования, но и в области современных высоких технологий. Во избежание этого, по мнению участников конференции, необходимо в первую очередь внесение изменений в законодательство. Важным представляется создание национальной электронной системы опережающего обучения. E-learning требует разработки и внедрения критериев оценки качества. Необходимо выделить в отдельную группу вузы, использующие электронные технологии, и дополнительно лицензировать этим вузам программы трансграничного образования. Стандарты третьего поколения для педагогических специальностей должны включить требования по использованию технологий и методик электронного обучения. Об этом, подводя итоги, говорили участники форума. 

С материалами конференции Вы можете ознакомиться на сайте
www.q-conf.mesi.ru