25 июня в Московском государственном
университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) прошла первая
Всероссийская конференция «E-Learning@Россия». Подобные конференции регулярно
проводятся в США, Европе, Азии, Африке и собирают ведущие мировые IT-компании и
университеты, занимающиеся вопросами электронного обучения. В работе
российского форума приняли участие более 300 человек, в том числе гости из США,
Южной Кореи, Армении, Белоруссии. Организаторами конференции выступили
Министерство образования и науки РФ, Комитет Госдумы по образованию, Экспертный
совет по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при
Государственной Думе Российской Федерации.
Открыла конференцию заместитель председателя
Государственной Думы Светлана Сергеевна Журова. Она акцентировала внимание
гостей на проблемах, которые помогает решить дистанционное образование.
Во-первых, это проблема преодоления расстояния. Новые технологии дают
возможность получать образование в самых удаленных регионах России. К тому же,
именно там, особенно в южных республиках, больше всего детей-инвалидов.
Современные информационные технологии помогают им обучаться в дистанционном
режиме. В эпоху беспрецедентного прироста информации необходимы эффективные
способы получения знаний как можно быстрее, и тут e-learning незаменим. Кроме
того, он позволяет гражданам существенно сократить затраты по сравнению с
«традиционным» образованием, которое не всем по карману. Возможность студента
учиться самостоятельно развивает способность самообразовываться в течение всей
жизни, чтобы быть востребованным обществом и рынком труда. Светлана Сергеевна
отметила, что сегодня огромное количество информации ученики черпают из Интернета.
Без учителя здесь не обойтись, его роль - структурировать знания, формировать
систему. В то же время, чтобы не отстать от своих учеников, преподавателю
необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться.
Продолжил тему директор Департамента
государственной политики в области образования Игорь Михайлович Реморенко. Он
привел данные исследования информационной компетентности, проводимого Минобром
среди различных участников учебного процесса. Выводы неутешительны: уровень
информационной компетентности учащихся выше, чем у преподавателей. Эта
тенденция, по мнению представителя Министерства, меняет структуру
образовательного пространства: учитель перестает быть носителем знаний и
технологий, а выступает скорее как организатор учебного процесса. Система
повышения квалификации учителей должна формироваться по-иному: передавать чужой
опыт бессмысленно, необходимо переходить к формированию сообществ, внутри
которых люди будут учиться друг у друга, в том числе в области электронного
обучения.
Игорь Михайлович определил и другие тенденции
развития отечественного образования. «Педагогикой компетентностей» назвал он
современное положение дел. Преподаватели ориентируются не столько на развитие
конкретных знаний, умений и навыков, сколько на укрупненные компетентности,
которые позволяют студентам анализировать информацию, работать с ней в сложных
ситуациях. Тенденция дошкольного образования - активное развитие внешних
сервисов для детей и их родителей: дополнительные образовательные услуги,
консультации, электронные ресурсы, различное интерактивное оборудование. В
школах использование внешних сервисов, блогов, форумов становится обычной
практикой. Ожидается внедрение автоматизации процессов управления, электронных
журналов, баз данных. По оценке Игоря Михайловича, за последние 4 года
количество ребят, обучающихся заочно в школах и получающих, как правило,
профильное образование, выросло в 5 раз. В профессиональном образовании
информационные технологии входят во все направления подготовки, активно
используются тренажеры, имитационные системы, виртуальные среды - все то, что
имитирует конкретную профессиональную деятельность. При этом образовательные
программы потребуют обновления не реже раза в год. Работа вуза по использованию
электронных образовательных ресурсов должна быть максимально усилена, - считает
г-н Реморенко. Расширение коммуникационных каналов ведет нас к возникновению
«дистанционной контактной педагогики». В кризисный и посткризисный периоды
актуальной является проблема непрерывного образования и его трансформации с
учетом развития e-learning. Здесь мы по многим показателям отстаем от Европы.
Опрос с участием людей от 25 до 55 лет показал: дополнительное образование в
нашей стране получает 8% граждан, в Европейском союзе - 17%. Самообразованием в
России занимается 17,4% населения, в ЕС - 32,5%. Нарастить темпы развития этих
секторов помогут вузы и технологии электронного обучения.
Этому был посвящен доклад научного руководителя
МЭСИ, президента Международного консорциума «Электронный университет» Владимира
Павловича Тихомирова. Он рассказал, что в МЭСИ создана глобальная электронная
система обучения (ГЭСО). Здесь каждое образовательное учреждение может создать
свой персональный сайт для организации учебного процесса в электронной среде.
При этом, инвестиций в программное и аппаратное обеспечение не требуется. МЭСИ
предлагает себя в роли центра помощи университетам в продвижении e-learning. В
Университете уже функционирует 10-уровневая модель электронного обучения,
включающая логический уровень, программное обеспечение, систему управления,
систему мотивации и т.д. По словам Владимира Павловича, e-learning дает
возможность университетам интегрировать вокруг себя множество других учебных
заведений, входить в международные образовательные сети. Все это позволяет вузу
стать центром электронного обучения в регионе, инновационным
научно-образовательным комплексом и эффективно работать в условиях
информационного общества.
О развитии нормативно-правовой базы электронного
обучения в России говорил на конференции заместитель председателя Комитета по
образованию ГД РФ Олег Николаевич Смолин. Сегодня законодательство находится
фактически на стадии 2002 года. По разным рейтингам электронного обучения,
Россия занимает 70-80-е места в мире. В числе лидеров - Южная Корея. Там
были приняты законы об электронном обучении, об индустрии электронного обучения
и об индустрии знаний.
Об этом и многом другом рассказал профессор
корейского Университета Сунгьюнкван Дэ Джун Хван. В стране поддерживают
e-learning на государственном уровне, и это позволило реализовать проект
«e-Cаmpus 2007», систему обучения для начальной и средней школы Cyber Home.
u-Learning (всеобъемлющее, всепроникающее обучение) утвержден как приоритетный
национальный проект вместе с u-Healthcare и u-City. Е-learning ознаменовал
переход к u-Society, всеобъемлющему обществу, где взаимосвязаны люди и
технологии. Бизнес e-learning трансформировался в многообещающий знаниевый
бизнес, который ежегодно растет на 8,2%. Общий бюджет e-learning в
государственном секторе составил в 2008 году $167 млн, в корпоративном - $812
млн. Сегодня в Корее на основе закона о высшем образовании и закона о
непрерывном образовании работают 18 виртуальных университетов. 77,5%
«традиционных» университетов используют e-learning. В связи с изменением
web-инструментария появляются системы нового поколения - e-learning 2.0.
Такая же ситуация в США. Здесь в процессе обучения
активно используют вики, блоги, социальные сети, интерактивные обучающие
инструменты: видеоконференции, streaming видео. Профессора Университета штата
Аляска Наталья и Виктор Зингер рассказали, что в Америке многим студентам при
поступлении выдают КПК, в котором уже содержится вся полезная информация,
учебные материалы, расписание. E-learning в стране не противопоставляется
«традиционному» обучению и не требует специальной нормативной базы -
преподаватель вправе выбирать форму обучения самостоятельно. По мнению
американских коллег, e-learning создает условия и предпосылки для непрерывного
образования и ведет к уникальному прорыву - высшей эффективности образования.
Опыт развитых и развивающихся стран показывает:
если Россия не пойдет тем же путем, мы отстанем не только в области
образования, но и в области современных высоких технологий. Во избежание этого,
по мнению участников конференции, необходимо в первую очередь внесение
изменений в законодательство. Важным представляется создание национальной
электронной системы опережающего обучения. E-learning требует разработки и
внедрения критериев оценки качества. Необходимо выделить в отдельную группу
вузы, использующие электронные технологии, и дополнительно лицензировать этим
вузам программы трансграничного образования. Стандарты третьего поколения для
педагогических специальностей должны включить требования по использованию
технологий и методик электронного обучения. Об этом, подводя итоги, говорили
участники форума.
С материалами конференции Вы можете ознакомиться
на сайте
www.q-conf.mesi.ru