В погоне за реальностью

Дата публикации 23.09.2014

В погоне за реальностью

Как российское бизнес-образование реагирует на стремительные изменения в экономике Российское бизнес-образование столкнулось с огромной проблемой – стремительными темпами изменений в российской экономике, которые ставят перед управленцами все новые и новые задачи. Это заставляет бизнес-школы максимально оперативно переносить все самое интересное из практики работы компаний в учебные аудитории.

Программа МВА за свою долгую, более чем 110-летнюю историю стала синонимом всего бизнес-образования, к которому относятся тренинги, семинары, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, наконец, топовые программы Еxecutive МВА и Doctor of Business Administration (DBA).

Ни одну программу не окружал такой шлейф кривотолков и мифов, как российскую МВА. С момента появления на отечественном образовательном рынке в 1992 году она вызвала острейший интерес вчерашних советских госслужащих, подогреваемый шквалом публикаций. Многие решили, что МВА – это прямой путь к обогащению, что, изучив загадочные «стратегический менеджмент», «маркетинг» (ударение на первой гласной) и эккаунтинг (!), они сразу станут крутыми бизнесменами, сладкую жизнь которых тогда вовсю показывало телевидение.

Некоторые до такой степени уверили себя в своей возросшей рыночной стоимости, что вводили в шок сотрудников кадровых служб, без стеснения называя цифры желаемого вознаграждения. Так зародилась молва о том, что все выпускники МВА безосновательно требуют себе высокую зарплату. С тех пор времена сильно изменились, выпускники МВА давно оценивают себя более адекватно, но и теперь можно встретить мнение о зарвавшихся эмбиэях. Как правило, его транслируют люди, сами на МВА не учившиеся и в силу этого объявляющие МВА пустой затеей, при этом почему-то противопоставляя обучение практике.

Когда оказалось, что желанный диплом (поначалу – просто о профпереподготовке, а в 2000-2013 годах государственный) автоматически не открывает двери серьезных компаний, наступило разочарование, давшее старт публичным дискуссиям на тему «что дает МВА» (вариант – «МВА ничего не дает»). Этот пустой спор, то активизируясь, то затухая, длится в СМИ до сих пор, хотя очевидно, что любое длительное обучение (1,5 или 2 года) как минимум не проходит бесследно для взрослого человека, сознательно решившего учиться. Результат обучения в бизнес-школе чаще всего опосредован и неочевиден, хотя немалое число слушателей программ МВА еще до окончания обучения совершают карьерные рывки, начинают новые бизнес-проекты, меняют траекторию своего развития.

Сейчас многие поняли, что хороший результат может дать лишь обучение, подкрепленное ежедневной практикой бизнеса, серьезной мотивацией и активной работой в аудиториях бизнес-школы и дома.

С усложнением бизнеса и ростом его динамики уровень требований к школам бизнеса со стороны слушателей МВА резко возрос. Теперь они хотят не только высокой практической применимости полученных знаний, но часто ждут от бизнес-школы консалтинговой поддержки своего бизнеса, карьерного и личностного коучинга. Если с консалтингом и коучингом наши бизнес-школы справляются довольно успешно, то вечный вопрос о связи обучения с бизнесом еще ожидает своего решения.

Особенность современного этапа бизнес-образования в том, что учебники по бизнесу устаревают раньше, чем оказываются на прилавках книжных магазинов. В идеале все новое, интересное из практики работы компаний должно максимально быстро переноситься в учебные аудитории, становиться предметом анализа и конвертироваться в новое знание. Частично эту задачу решают сами слушатели МВА, приносящие в аудиторию свой повседневный практический опыт, однако иногда его уровень недостаточен для обобщения.

Непрерывный поиск носителей эффективного знания, структурирование, методическая обработка, встраивание в учебный план – одни из главных задач бизнес-школы. С другой стороны, необходимо придать стажировкам и посещениям компаний неэкскурсионный характер, предлагая слушателям МВА сложные практические задачи компаний, требующие решений.

Продолжение экономического кризиса привело осенью этого года к снижению потребительского спроса на программы МВА примерно на 20% к уровню предыдущего года. Финансовые затруднения потенциальных слушателей, уже обремененных различными кредитами, заставляют школы бизнеса идти навстречу, предлагая различные варианты обучения (например, с дистанционной составляющей, по отдельным блокам с возможностью перерывов между ними), различные ценовые преференции.

Говорят, кризис – это время роста. Российские бизнес-школы, прошедшие суровую школу выживания и самофинансирования, сдаваться не собираются. У них много проблем, но ведь и число активных сторонников МВА со временем увеличивается: сегодня число выпускников только российских бизнес-школ уже перевалило за 50 тысяч. А вместе можно многое, если не все.

Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, д.э.н., профессор: «Для улучшения результатов наших выпускников мы ввели реальный вступительный экзамен на МВА, по итогам которого мы берем только тех, кто, разбирая экзаменационный кейс, продемонстрировал достаточно высокий уровень управленческого менталитета.

После вступительного экзамена обычно отсеивается 15–20% абитуриентов. А когда программа начинается, мы отчисляем с нее тех, кто не хочет учиться, систематически прогуливает и получает двойки. Число таких слушателей тоже достигает 10-15%. Но тех, кто остается, можно без преувеличения назвать интеллектуальной элитой российского бизнеса. Обучение в таких группах становится на порядок эффективнее, что и обеспечивает максимум знаний. А максимум знаний при прочих равных условиях ускоряет карьерный рост, что делает связи, сложившиеся в процессе учебы, особенно значимыми и полезными».

Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, заслуженный экономист РФ: «Программа MBA – это живой организм, и он активно развивается. В нашу программу включаются новые предметы, мы актуализируем содержание материала базовых курсов и вносим коррективы в перечень предлагаемых кейсов. ВШКУ уделяет большое внимание дискуссиям, связанным с выполнением домашних заданий и разработкой эссе, которые пишут слушатели программы MBA по материалам своих компаний.

Лучшая площадка для укрепления связей – это встречи слушателей группы не только в учебных залах, но и в неформальной обстановке. В течение года у нас проходили встречи в Москве, Костроме, Орле, Краснодаре, Алма-Ате и Сочи. Специфика нашей школы заключается еще и в том, что мы одновременно проводим обучение на программах MBA, EMBA, DBA, что является хорошей возможностью передачи «эстафетной палочки». Также слушатели программы MBA имеют возможность карьерного роста на программе DBA».

Как считали

В анкетировании выпускников программы MBA/EMBA приняли участие свыше 1400 выпускников из 55 российских бизнес-школ. Приглашение к участию получили все российские школы бизнеса и ассоциации выпускников. Выпускники MBA на портале «MBA в Москве и России» (mba.su) оценивали не «число преподавателей с ученой степенью» или количество кулеров на квадратный метр («инфраструктура») школ бизнеса, как часто бывает в рейтингах, а непосредственно результаты своего обучения в бизнес-школе. Оценка шла по пятибалльной шкале по нескольким параметрам: «увеличение дохода», «карьерный рост», «полезность установленных связей», «личностное и профессиональное развитие». Шорт-лист участников рейтинга формировался исходя из минимального представительства выпускников – не менее 25 анкет от школы бизнеса, и, таким образом, в него прошла 21 школа бизнеса. Впервые в рейтинг вошла Бизнес-школа МФЮА и, после трехлетнего перерыва, Байкальская международная бизнес-школа ИГУ (Иркутск). Для компенсации погрешностей одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различаются между максимальным и минимальным результатом менее чем на 0,05.

Три лучшие школы по показателю «Рост дохода»:

  • Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС – 4,24
  • Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ – 4,19
  • Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) – 4,19

Три лучшие школы по показателю «Карьерный рост»:

  • Высшая школа бизнеса ГУУ – 4,27
  • Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС при Президенте РФ – 4,19
  • Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ – 4,19

Три лучшие школы по показателю «Деловые связи»:

  • Высшая школа менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета – 4,28
  • Плехановская школа бизнеса «Integral» – 4,17
  • Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) – 4,16

Три лучшие школы по показателю «Личностное и профессиональное развитие»:

  • Международный институт менеджмента ЛИНК – 4,86
  • Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета – 4,83
  • Международный институт «Московская школа социальных и экономических наук» РАНХиГС при Президенте РФ (совместная программа с университетом Kingston) – 4,82

По мнению выпускников

Елена Лобанова, декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, д.э.н., профессор: «В ближайшее время мы планируем серьезно улучшить учебный процесс. В частности, в наших планах – создание формализованной системы контроля и обеспечения гарантий качества учебного процесса в школе (совместно с EFMD). Также мы совместно с зарубежными партнерами реализуем схему двух дипломов для бакалавриата и программ магистерского уровня. Конечно же, мы будем работать с интерактивными платформами, развивая смешанное – дистанционное и контактное – обучение. Кроме того, мы будем усиливать научно-исследовательскую базу школы как важнейшего фактора усиления конкурентоспособности учебных программ и их приоритетной роли в российском образовательном пространстве. Конечно, мы заинтересованы и в получении нашими студентами зарубежного опыта – мы будем развивать систему встроенных зарубежных обучающих модулей для программ высшего и дополнительного образования, будем организовывать производственную практику за рубежом».