В издании The New York Times опубликована любопытная статья, в которой написано, выпускников каких бизнес-школ берут чаще всего на работу крупные компании: от Apple и P&G до Chanel и Louis Vuitton.
Бизнес-школы окончили свыше 13 тысяч человек по всему миру, и с каждым годом популярность MBA только растет. В связи с этим возникает вопрос – как же выбрать то, что подойдет именно вам? Да, можно внимательно изучить рэнкинги. Но который из них взять за основу – The Economists's? Businessweek? The Financial Times? И как понять, в чем разница, например, между 6-м и 7-м местами?
Здравый смысл подскажет вам, что диплом Гарварда может принести позицию в одной из компаний – участниц рейтинга Flobal Global 500 (топ-500 крупнейших мировых компаний с высоким уровнем дохода. – Прим.); диплом Уортонской школы бизнеса обеспечит место на Уолл-стрит; Kellog стоит окончить для карьеры в области маркетинга, а INSEAD нужен, если вы ориентированы на работу за границей. Действительно, долгие годы все было именно так, но времена меняются, и теперь разумнее всего выбирать бизнес-школу исходя из конкретных фактов и цифр.
Итак, вы хотите...
Удивительно, но факт: ежегодно Amazon нанимает больше выпускников с дипломом MBA из топ-10 бизнес-школ мира, чем кандидатов с опытом успешной работы на Уолл-Стрит. В 2014 году в Amazon приняли на 40% больше специалистов с бизнес-образованием, чем в 2013-м. И подавляющая часть новых сотрудников (27 человек) были с дипломами Ross School of Business. С такими показателями гигант интернет-торговли потеснил даже Deloitte Consulting – основного работодателя выпускников Ross School of Business.
Питер Фэриси, вице-президент Amazon Marketplace, – тоже выпускник Ross School of Business. Он отмечает, что у всех выпускников MBA есть общие черты – аналитические способности и навыки решения проблем, но брать на работу в Amazon предпочитают именно тех, кто учился в Ross School of Business, потому что некоторые учебные курсы бизнес-школы замечательно соотносятся со спецификой работы в Amazon.
Фэриси также назвал необходимые человеческие качества для будущих сотрудников Amazon: смирение, умение слушать и сильная профессиональная этика. А если вы читали книгу The Everything Store Брэда Стоуна, то наверняка в курсе, насколько трудолюбив CEO компании Джефф Безос. Возможно, он даже один из самых больших трудоголиков в США. И этого же он будет ждать от других сотрудников, так что помните о трех добродетелях и не забывайте: диплом MBA – лишь начало.
Работать в McKinsey & Company – как вернуться снова в бизнес-школу. Но, кажется, успешнее всех проходят испытания выпускники Kellogg School of Management. И в компании об этом знают. Так, в 2014 году в McKinsey & Company наняли 35% выпускников Kellogg (для сравнения: из Гарварда взяли на работу только 23%, а из Стэнфорда – 16%).
В топ-4 рекрутеров для выпускников Kellogg, кроме McKinsey & Company, входят также Deloitte, Bain и Boston Consulting Group. Но McKinsey – на первом месте: за последние пять лет работу в компании получили 215 выпускников Kellogg.
Элизабет Зиглер, замдекана программ MBA в Kellogg, поясняет, что обычно консалтинговые фирмы ждут от своих сотрудников два навыка: умение строить доверительные отношения и решать чужие проблемы любой степени сложности. Педагогика Kellogg базируется на модели команды, чувство которой развивают у всех студентов в первую очередь. А занятия в бизнес-школе превосходно удовлетворяют вторую потребность компании. Дело в том, что здесь считают чрезвычайно важной взаимопомощь и интенсивно учат студентов помогать другим – превосходный навык для консультантов McKinsey.
Кроме того, Kellogg известен одной революционной идеей, связанной с умением взаимодействовать с другими людьми. В 1980-х благодаря декану Дону Джейкобсу в Kellogg начали собеседовать каждого абитуриента, оценивая его качества самопрезентации и умение выражать свои мысли. И это как раз те самые навыки, которые нужны любому консультанту McKinsey.
В Силиконовой долине не всегда приветствовали степень MBA, потому что, как известно, придумать гениальную идею можно и без всякого образования дома, в гараже. И Стив Джобс не очень любезно относился к «белым воротничкам», да и вообще к любым выпускникам колледжей. Но с момента основания Apple многое изменилось, и теперь компания уже не так контркультурно настроена, как когда-то.
Дое из десяти топ-менеджеров Apple учились в Fuqua – это нынешние генеральный директор Тим Кук и вице-президент Джефф Уильямс. И, судя по всему, они продолжают оставаться лояльными к выпускникам альма-матер: за последние пять лет в Apple наняли 32 специалиста с дипломом Fuqua и обеспечили 42 стажировки для ее студентов.
В 2013 году Тим Кук, выступая перед студентами Fuqua, сказал молодому поколению о важности двух вещей: научиться взаимодействовать друг с другом и создавать свои собственные правила. Что вполне в духе философии Apple.
Современные выпускники программ MBA редко хотят работать в компаниях, которые занимаются производством потребительских товаров. Большинство специалистов с дипломом о бизнес-образовании мечтают о карьере в консалтинге, стартапах или IT-сфере. Тем не менее, есть одна компания со 177-летней историей, которая все равно привлекает выпускников. Это Procter & Gamble.
А Procter & Gamble, как показывает статистика, заинтересована в выпускниках Kelley School of Business. Именно это учебное заведение оканчивают большинство бренд-менеджеров компании. Всего в Procter & Gamble работает 172 выпускника Kelley School of Business. Самую высокую позицию из них занимает Марк Притчард, глава отдела глобального бренд-билдинга. И он же, кстати, член совета деканата Kelley School of Business. Поэтому программу MBA «Эффективность маркетинга и анализ его производительности» (Marketing Performance and Productivity Analysis) вполне можно переименовать в «Подготовку к будущей работе на P&G».
История взаимодействия P&G и Kelley началась в 1950 году, когда компания сформировала совместный исследовательский проект с Indiana University. Его целью была разработка и тестирование новой зубной пасты с фтором. Вот почему в самой компании нередко говорят о том, что связь P&G с американским учебным заведением касается не только маркетинга, она гораздо глубже.
По многим показателям именно в Harvard Business School готовят действительно успешных стартаперов.
Фундаментальной базой для студентов-предпринимателей служит подразделение бизнес-школы Arthur Rock Center for Entrepreneurship, кроме того, в Гарварде предлагают 33 курса, посвященных организации собственного бизнеса. Здесь также постоянно проводятся конкурсы с призовым фондом в размере 150 тыс. долларов.
Harvard Business School вообще щедро относится к своим ученикам: в школе регулярно погашают кредиты стартаперов (в прошлом году, например, Гарвард погасил займы студентов в размере от 10 тыс. до 20 тыс. долларов, а 21 начинающий предприниматель получил от вуза 325 тыс. долларов в рамках специальной программы). Более того, здесь каждый год проводится саммит предпринимателей –выпускников Harvard Business School, и некоторые из них потом консультируют студентов.
В число наиболее выдающихся достижений выпускников Harvard Business School входят такие проекты, как HourlyNerd, Birchbox, Rent the Runway и Gilt Groupe.
Не так давно Джон Бирн, автор восьми книг о бизнесе и основатель портала Poets&Quants, поместил Harvard Business School на первую позицию в рейтинге вузов с самыми успешными стартаперами. По мнению Бирна, выпускники Стэнфорда, как правило, зарабатывают больше, но именно Гарвард – родина огромного количества стартапов.
Вообще-то HEC Paris – это не только о luxury-индустрии. В авторитетном рейтинге The Economist за 2014 год учебное заведение входит в топ бизнес-школ Европы и располагается на четвертой позиции в рэнкинге ведущих бизнес-школ мира. Однако так уж сложилось, что HEC Paris и роскошь связаны между собой. Возможно, свою роль сыграло местонахождение бизнес-школы: в Париже – столице мировой моды. И, следовательно, все студенты автоматически становятся ближе к Cartier, Chanel, Hermès и всем компаниям холдинга Kering (Alexander McQueen, Balenciaga, Brioni, Gucci, Puma).
В HEC Paris есть даже специальная пятилетняя образовательная программа, которые называется в честь Kering. Каждый год на нее могут поступить не более 50 студентов, и эти счастливчики после получения диплома нарасхват в самых известных и модных французских и мировых fashion-брендах.
Некоторые из выпускников HEC сейчас работают генеральными директорами Kering, Balenciaga и L’Oréal. А Винсент Бастьен, выпускник HEC и бывший генеральный директор Louis Vuitton в период с 1988 по 1995 год, сейчас преподает в HEC и заодно был соавтором культовой в индустрии книги «Стратегия роскоши» (The Luxury Strategy: Break the Rules of Marketing to Build Luxury Brands).
По материалам статьи Даффа МакДональда, The New York Times.
Перевод — Екатерина Убодоева