На этапе принятия решения – отправлять ли своего ребенка на программу обмена – у родителей возникает масса вопросов. Интервью с экспертом Ольгой Щипковой даст ответы на самые популярные из них.
Всем родителям хочется, чтобы мир их ребенка выходил за пределы привычного маршрута «дом – школа – дом», а к моменту поступления в университет он уже имел представления об ответственности и самостоятельности. Туристические поездки с семьей расширяют кругозор, но не вполне справляются с поставленными задачами. Отправить ребенка на длительное обучение – не всем по карману. Интересной альтернативой стали программы обмена: у них более доступная стоимость, гибкий период участия и уже налаженная и зарекомендовавшая себя на рынке организация процессов. Сегодня Ольга Щипкова, руководитель отдела среднего образования за рубежом компании STAR Academy, рассказывает о том, как устроены программы обмена и зачем принимать в них участие.
– Ольга, что входит в понятие «программа культурного обмена»?
– Это программы, которые дают школьникам возможность погрузиться в жизнь другой страны, познакомиться с людьми, культурой и языком изнутри. В рамках такого опыта дети приезжают на определенный период времени и, как и обычные школьники в этой стране, учатся в государственных школах, участвуют в учебных, развлекательных, спортивных мероприятиях и живут при этом в принимающей семье.
– Какие перспективы открывают программы обмена за рубежом? Почему родителям стоит задуматься о такой возможности?
– Программы отлично готовят подростков к взрослой жизни, расширяют кругозор, дают возможность переоценить свою жизненную позицию и разрушить стереотипы. Дети становятся более самостоятельными, толерантными и дипломатичными, перестают предвзято относиться к событиям и мнению окружающих, проявляют больше инициативы, учатся принимать взвешенные решения, выстраивать отношения с людьми. Это если кратко о преимуществах, которые дает этот опыт.
У нас много девочек и мальчиков, которые уже приняли участие – съездили и вернулись, они сами рассказывают нам о своих впечатлениях и эмоциях. Многие ведут блоги на протяжении всей поездки, делятся приятными моментами и сложностями, их будет особенно интересно почитать тем, кто только планирует такое путешествие.
Отдельно стоит отметить пользу для школьников, которые в дальнейшем хотят поступать в университет в стране обмена. Помимо знания языка они уже будут уметь учиться в незнакомой им академической среде. И в конце концов смогут понять, хотят ли они в дальнейшем жить и учиться в этой стране.
– Что дает программа кроме академических знаний?
– Прежде всего цель – культурный обмен. Школьники должны как можно активнее участвовать в жизни семьи, школы и локального сообщества – «впитывать» культуру страны. Одна из обязательных дисциплин для изучения – история и государственное устройство страны, что также работает на эту цель. Жизнь в принимающей семье помогает познакомиться с бытом и традициями местных жителей, что не всегда доступно даже туристам. Академические знания и свободное владение языком после завершения программы – это скорее бонус.
Хотя школьники, безусловно, учатся в соответствии с учебным планом учреждения – проходят обязательные предметы (математику, историю, английский) и дисциплины по выбору, которые они выбирают сами из имеющихся в школе. И по условиям программ их оценки должны быть довольно высокими.
– На какие моменты стоит обратить внимание при выборе программы?
– Важно, что в большинстве своем они не дают возможности выбора конкретного города и школы, это – одно из условий участия. И родителям надо понимать, что их ребенок может попасть в любую точку на карте страны, в любую семью. Не нужно настраивать его на что-то конкретное, потому что ожидания никогда не совпадут с реальностью.
– Для всех ли детей это подойдет?
– Программы обмена требуют определенной активности и мотивированности. Есть дети, которым в силу различных причин слишком тяжело дается общение с новыми людьми. Вот в этом случае хорошо бы основательно взвесить, стоит ли отправлять. Если причина – неуверенность в том, что он сможет объясниться на иностранном языке, то возможно, стоит этим пренебречь.
А если ребенок «домашний», застенчивый или просто боится чего-то нового, прежде чем отправлять на такой длительный период – можно подумать о других программах. Например, о летних групповых поездках с классом, когда он путешествует со знакомыми детьми, или просто о более коротких курсах. Год – это долго в представлении ребенка, и стресс первых недель может усугубиться осознанием этого.
– В каком возрасте тогда лучше всего ехать?
– Разные программы устанавливают разные возрастные ограничения. Конечно, многое зависит от подростка, но в целом рекомендуется возраст 14–16 лет, когда психика еще достаточно гибкая, но личность уже практически сформировалась.
– Тяжело ли учиться детям в иностранной школе?
– Тяжело учиться первое время после приезда в страну – чужой язык, новые люди, незнакомый быт... Период адаптации длится у всех неодинаков по времени: у кого-то – неделю, у кого-то – месяц-два. И связан он в первую очередь с неуверенностью в себе – правильно ли говоришь, правильно ли делаешь. Из-за культурных различий какое-то недопонимание может возникнуть в любой ситуации.
Например, у нашей девочки была целая история с принимающей семьей из-за того, что принимающая мама просила ее отвечать на вопросы не просто «Yes/No» (да/нет), а «Yes/No, Mam» (да/нет, мадам). Ей казалось, что так должна отвечать прислуга! А на самом деле в США это – вежливое обращение к взрослым людям. Потом она, конечно, услышала, как говорят другие дети, и вопрос был решен.
Наш совет – чтобы избежать недопониманий, всегда нужно спрашивать о том, что неясно. Это поможет обойтись без многих неловких ситуаций. Но всех подобных моментов не избежать – в этом и трудность, и большой плюс.
Сама учеба не доставляет сложностей, все-таки в российской школе хорошо учат. А вот преодолевать неуверенность мы рекомендуем с помощью собственной активности – спортивные секции, клубы по интересам. Именно так и появляются новые друзья. Именно они и помогают справиться с неуверенностью.
Большой плюс, что в школах дети могут выбрать дополнительные предметы по своему усмотрению, т.е. то, что действительно нравится и дает мотивацию к учебе. К тому же система среднего образования за рубежом построена немного по-другому. Там большое внимание уделяется спорту и внеклассной деятельности, поэтому выбор кружков и секций в самом обычном государственном учреждении очень разносторонний. И конечно, учебные заведения и сами принимающие семьи организуют специальные экскурсии и ознакомительные поездки по местным достопримечательностям. Представители спонсорской организации тоже находятся на связи, т.е. ребенку может быть одиноко какое-то время, но он там не один.
– По какому принципу обычно выбирают направление?
– Обычно едут туда, где изучаемый язык является родным. И это в первую очередь англоговорящие страны. А вот среди англоговорящих стоит выбирать уже государство, которое интересно, в котором планируется дальнейшее обучение/проживание. У всех свои ориентиры, и конечно, наша задача – суметь выявить потребности родителей и ребенка и помочь определиться с направлением и программой.
– И все же куда чаще всего едут по программам обмена?
– В основном выбирают США и Канаду. По многим причинам. И в первую очередь – это невысокая цена и английский язык, а в Канаде – еще и французский. Американская программа High School Program J1, пожалуй, одна из самых популярных и известных. Она существует уже достаточно долго и хорошо поддерживается правительством Штатов.
– А какие критерии отбора существуют для самих детей? Всех ли берут?
– Критерии отбора – это:
Если все эти условия соблюдаются, то никаких сложностей с зачислением не возникает.
– Программы действуют круглогодично?
– Везде есть свои дедлайны, это связано и с организационными вопросами, и с визовыми. Так, для того чтобы попасть в американскую школу в августе или сентябре 2018 года, подать заявку нужно до 31 марта 2018 года. На зимний семестр, который начинается с января, надо успеть зарегистрироваться до середины октября.
– Тогда остается финансовый вопрос: какая стоимость участия? Как нужно провести оплату, сразу или по частям?
– Как правило, сначала вносится предоплата, а затем основная часть. Условия у разных программ разные, но полный взнос должен быть оплачен за довольно продолжительное время до отъезда – 3–6 месяцев. Стоимость в разных странах также отличается: за академический год в США – от 8 тыс. долларов, в Канаде – от 18 тыс. долларов, в Германии – от 8000 евро.
– Что бы вы посоветовали родителям, отправляющим ребенка за рубеж?
– Прежде всего оценить возможности самого ребенка. Программа не для каждого. Большинство участников сами приводят своих родителей к нам, это – для таких детей. Программа требует довольно больших усилий от школьника. Если, узнав о ней побольше, он тем не менее не проявляет особого интереса, а особенно если категорически не хочет ехать, не надо настаивать. Это не принесет никакой пользы.
Дети, которые мотивированы сами по себе, как правило, возвращаются довольными и полными решимости еще куда-нибудь съездить. Вот к этому родителям тоже нужно быть готовыми: у ребенка расширяются границы мира, и он уже становится немного космополитом.
Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со STAR Academy специально для begin.ru. Мнение редакции может не совпадать с мнением студента.