Главная задача магистерских учебных программ по маркетингу заключается в подготовке профессионалов, способных анализировать тенденции рынка для развития бизнеса. Студенты учатся определять предпочтения потенциальных клиентов и покупателей и разрабатывать коммуникационный план с целевой аудиторией. Важной составной частью многих программ по маркетингу в России и за рубежом в последние годы стала подготовка к работе в социальных сетях как важном инструменте коммуникаций. Многие вузы и университеты в период обучения предлагают стажировки в реальных компаниях. Часто некоторые модули проходят в университетах-партнерах в других странах, что в итоге позволяет студентам по магистратуре маркетинга получить двойной диплом.
Специалисты, окончившие магистратуру за границей или в России по направлению маркетинг, востребованы в крупных компаниях в отделах по коммуникациям, маркетингу, продажам или развитию бизнеса. Основные позиции: бренд-менеджер, директор по развитию бизнеса, продакт-менеджер, маркетинг-координатор, менеджер проекта.
Если вы рассматриваете обучение на программах магистратуры по маркетингу за рубежом, то для поступления вам потребуется степень бакалавра в таких областях, как бизнес-администрирование, менеджмент, маркетинг, коммуникации, психология, экономика, инженерия, социология, информационные технологии, право или математика. Однако это общие рекомендации; каждая программа магистратуры в Европе может предъявлять свои требования к поступлению. Миф о том, что для поступления необходима степень бакалавра по экономике, не совсем точен – только около 20% магистерских программ по маркетингу за рубежом требуют данный диплом. Конечно, почти все англоязычные программы по маркетингу требуют успешной сдачи TOEFL.
Магистерские программы иногда имеют специализацию по видам маркетинга. Если в первый семестр или два студенты изучают понятие маркетинга, сущность маркетинга и цели маркетинга, то далее часто им предлагается специализация – например, ритейл, потребительское поведение, международный маркетинг, сфера услуг, B2B и т.д. На российских программах студенты часто изучают особенности маркетинга в России.
Многие хорошие программы магистратуры за рубежом включают в учебный план также некоторые дисциплины soft skills, очень важные для будущей карьеры, – коммуникационные навыки, лидерские качества, социальная ответственность. Необходимо помнить, что многие программы маркетинга в Европе длятся в течение одного года. В США и России чаще программа имеет продолжительность два года. Важным преимуществом магистерских программ в России является распространенная модульная система обучения.
1. НИУ ВШЭ. Факультет менеджмента. Данная магистратура по маркетингу в Москве дважды признавалась российской Гильдией маркетологов лучшей в стране (в 2008 и 2009 годах). Кроме того, программа попала в рейтинг лучших магистерских программ Eduniversal Best Masters Ranking 2013–2014.
2. МГУ им М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Программа «Маркетинг» – студенты получают возможность изучить значительный объем различных базовых и специальных учебных дисциплин по всем разделам маркетинга.
3. РАНХиГС при Президенте РФ. Факультет управления недвижимостью. Программа «Маркетинговое управление» с уклоном в сферу девелопмента недвижимости.
4. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Факультет маркетинга. Четыре инновационные программы магистратуры: «Корпоративный маркетинг», «Рекламный менеджмент», «Интегрированная логистика», «Маркетинговое управление малым и средним бизнесом».
5. Государственный университет управления. Институт маркетинга. Программа «Менеджмент» со специализациями «Маркетинг» и «Бренд-менеджмент» продолжительностью 2 года и 5 месяцев.
6. РУДН. Экономический факультет. Программы «Международный маркетинг» и «International Marketing» на английском языке. Особенностью программ является взаимодействие с зарубежными и российскими FMCG-компаниями.
7. МГИМО. Программа «Управление внешнеэкономической деятельностью компании и современные маркетинговые технологии» с углубленным изучением английского языка и практикой ведения международных переговоров.
8. МИРБИС. Программа «Маркетинг» предлагает индивидуальную траекторию обучения для каждого студента.
9. МЭСИ. Программа «Маркетинговые технологии современного бизнеса» признана лучшей среди российских вузов в рамках проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».
10. Университет «Синергия». Уникальная программа «Интернет-маркетинг».