Отзыв об учебе в London Business School

Дата публикации 09.09.2015
Александр Бондарь, выпускник программы Full-time MBA 2004 года
 
Когда в 2002 году я поступал в London Business School, мой опыт был несколько отличным от того, каким обладает среднестатистический студент бизнес-школы. Если точнее, опыта управленческой деятельности как таковой у меня и не было. Несмотря на то что по первому образованию я экономист, занимался я на тот момент продажами. С этим, собственно, отчасти и было связано решение получить бизнес-образование: хотелось сменить направление и более того - расширить круг своих знаний, соответственно, поле деятельности, более системно подойти к построению карьеры. В конце концов, полезно и просто сменить на некоторое время место, образ жизни, круг общения, посмотреть на все несколько с другой стороны. Примерно такие мысли были к началу учебы, но с первых же дней концентрироваться пришлось на другом. О том напряженном ритме, в котором проходят дни, недели и месяцы обучения, был наслышан достаточно хорошо, но в моем случае все было еще сложнее. В LBS основной упор делается на финансовых дисциплинах, и чтобы удерживаться на уровне, необходимом в тот или иной период обучения, мне приходилось особенно много просиживать над учебниками. Если любишь учиться, приятно снова на какое-то время почувствовать себя студентом, ходить на лекции, готовиться к занятиям. При этом система обучения намного более интерактивна, скажем, когда я учился в вузе, у нас было не принято заводить дискуссии с преподавателями во время лекций, здесь же это было в порядке вещей. Есть и некоторые другие отличия. Например, соблюдается определенный баланс: с одной стороны, наиболее высокий балл по результатам обучения по той или иной дисциплине не могут получить более определенного процента от общего числа студентов, таким образом, поощряется внутренняя конкуренция. Но при этом регулярно даются задания, которые можно выполнить только будучи в составе рабочей группы, что развивает навыки работы в команде. Через некоторое время интенсивных занятий я уже не чувствовал, что в чем-то ощутимо отстаю от сокурсников, чей опыт на момент поступления в школу был больше. Система обучения построена так, что необходимый набор инструментов, знаний, навыков, которые пригодятся потом в работе, получают все окончившие курс.
 
Впрочем, говорить о том, что во время программы МВА студент тратит 100% своего времени исключительно на обучение, было бы не совсем правильно. Действительно, если строго следовать программе и читать всю рекомендуемую литературу по всем дисциплинам, то свободного времени оставаться не должно. Здесь уже каждый лично устанавливает и соблюдает баланс, чтобы получить объем знаний, который считает для себя необходимым, и при этом обеспечить какой-то минимальный отдых, позволяющий оставаться в форме. Ко второму периоду обучения найти время несколько проще. Совместные занятия спортом, обеды и ужины, наконец, празднования в лучших традициях средневековых европейских университетов - каждый может выбрать то, что ему ближе. Уже с начала обучения формируются своего рода клубы по интересам - от клуба яхтсменов до клуба любителей французских вин, их число достигает нескольких десятков. Это способствует развитию неформальных отношений, в конечном счете - созданию той уникальной среды, которая вместе с уникальным преподавательским коллективам и учебными программами определяет облик LBS и ее выпускников. Кстати говоря, благодаря тому что во время обучения предоставляется масса возможностей поддерживать дружеские отношения с однокурсниками, связь с ними не теряется и после окончания школы.
 
С момента моего окончания бизнес-школы прошло уже несколько лет, и, насколько я могу судить по своему опыту, в моем случае финансовые и временные ресурсы были тогда потрачены абсолютно правильным образом. Как и собирался, я сменил специальность и стал заниматься финансами. Я работаю в одной из российских нефтяных компаний, и отношение к степени MBA здесь несколько более сдержанное, чем на Западе. Работодателя интересует в первую очередь не бренд школы и уж тем более не сам факт наличия диплома, а те знания, которые у тебя есть. И в этом смысле, должен сказать, смена направления деятельности стала возможна только благодаря тому, чему научили меня преподаватели LBS. Многими знаниями по некоторым изучаемым там дисциплинам постоянно пользуюсь до сих пор. Анализ рисков принятия решения, анализ чувствительности - все это кажется сейчас простыми очевидными вещами, но если вдуматься, нельзя с уверенностью сказать, что они казались бы таковыми, если бы в максимально доступной форме, подробно и в то же время на высоком уровне нам не преподавали этого в школе. Все, что конкретно мне дала школа, даже перечислить было бы непросто. Но, думаю, отдача от вложений в бизнес-образование будет появляться и в последующие годы. Это пожизненная инвестиция, и она к тебе не раз еще вернется.