Отзыв об учебе в IESE

Дата публикации 09.09.2015

Евгений Раров, бизнес-школа IESE, выпуск 2004 года.

Мои достижения в учебе до получения степени МВА - это два российских высших образования и американский магистерский диплом МА в области международной политэкономии. Вопрос о том, почему я принял решение поступать в бизнес-школу, в моем случае выглядит закономерным. В основном мое решение объяснялось тем, что МВА - это тот уровень образования, который почти автоматически делает менеджера конкурентоспособным на международном рынке труда. А меня всегда привлекала именно такая карьера.

Раньше я подрабатывал синхронными и письменными переводами, вел финансовые и инвестиционные проекты, был внутренним аудитором в лондонской производственной компании, а перед программой МВА занимался маркетингом в Unilever и Novartis в Москве. То есть работал в бизнесе и, думая об образовании, рассматривал, в первую очередь, МВА.

О различных учебных заведениях я узнавал в основном через Интернет и другие средства массовой информации. У меня не было ни одного знакомого или друга, окончившего бизнес-школу, поэтому посоветоваться было не с кем.

Выбор учебного заведения я делал по нескольким критериям. Во-первых, я хотел получить возможность найти работу в любой стране независимо от национальности и гражданства. Для этого я исследовал такие показатели, как рейтинг школы; процент поступивших кандидатов; анализ работодателей по лидерству, размеру, отраслевой и географической диверсификации, глобальному присутствию в мире; аналогичный анализ тех, кто занимается подбором персонала на кампусе; международный состав студентов; процент студентов с предложениями от работодателей по окончании программы; темп роста зарплаты; методика обучения, разнообразие и глубина курсов; развитость программы обмена с другими школами и т.д. Во-вторых, хотелось получить новый культурный опыт. Здесь я принимал во внимание такие критерии, как принадлежность страны к одной из культурных групп, например англосаксонской, южно-европейской; погружение в незнакомое языковое окружение; доля студентов, живущих вне студенческого городка и т.д. Также мне была интересна Европа - после обучения я хотел работать в этом регионе.

Испанская школа IESE в максимальной степени отвечала моим потребностям. Например, необходимо было выучить еще один европейский язык. Некоторые школы имеют одногодичные программы, а в течение этого периода сложно освоить, например, французский. Другие школы предоставляют возможность посещать курсы по иностранному языку, но это то же самое, что изучение языка во время работы. В IESE же, если слушатель успешно сдает экзамены по 3-4 курсам на испанском в течение года, то ему автоматически присуждается «двуязычная» степень МВА. Люди, приезжающие в Испанию практически без знания языка этой страны, в IESE совершенствуют его до довольно высокого уровня. IESE - одна из немногих бизнес-школ, гарантирующих знание испанского по окончании.

Могу сказать, что два года обучения - это не много. Мне очень нравилось учиться в IESE. С точки зрения карьеры работодатели воспринимают два года full-time МВА как более ценное приобретение, чем те же два года работы.

Окупаемость программы МВА все определяют по-своему. У меня был такой подход: я рассчитал, какая у меня должна быть зарплата по окончании, чтобы бизнес-образование имело отдачу. Эта цифра получилась очень высокой - практически недостижимой. Поэтому когда я поступал в бизнес-школу, точно знал, что обучение в течение 8-10 лет не окупится. Но я был готов к этому. Пожалуй, для некоторых абитуриентов любой программы MBA одно из разочарований кроется в том, что в финансовом плане все оказывается не так радужно, как им представлялось ранее.

Выбирая IESE, я недооценивал окружение и время, проведенное не на занятиях. И если возвратиться к тем критериям, по которым я выбирал бизнес-школу, то теперь, после окончания, я бы включил в свой список еще один очень важный показатель - качество жизни в течение времени обучения. В IESE оно было феноменально высоким.

В школе сейчас порядка 80% иностранных студентов. Уровень кандидатов и студентов меня очень сильно впечатлил: хорошее образование, широкий кругозор, разноплановость интересов, личностные качества, неординарность. С этой точки зрения очень легко было найти единомышленников, людей, с которыми было интересно общаться, проводить время, заниматься спортом, работать в группах, участвовать в спортивных и неспортивных соревнованиях и т.д.

Например, в последние три года IESE побеждала в Олимпиаде МВА, которая проводится в бизнес-школе HEC. IESE выиграла в общем зачете, включающем 25 видов спорта. В частности, я участвовал в беге на роликовых коньках (в этой категории школа побеждала все три года). В IESE хорошо развиты такие виды спорта, как футбол, регби, теннис (большой и настольный), шахматы, роликовые коньки, волейбол, баскетбол. Пожалуй, Олимпиада МВА - это одно из тех событий, которые собирают вместе максимальное число слушателей бизнес-школ. Например, в этом году в соревнованиях участвовало около 1800 студентов из 13 европейских и одной американской бизнес-школы.

Барселона находится в полутора часах езды от горнолыжных курортов - в течение 4-5 месяцев зимой склоны пригодны для катания. Также в городе можно заниматься обычным и подводным плаванием, яхтами, гольфом. Помимо роликовых коньков я увлекался велоспортом - горным и шоссейным, плаванием, теннисом, научился играть в гольф, немного играл в волейбол, футбол, шахматы.

У школы нет общежития, но я считаю это большим плюсом. Это может показаться минусом для людей, которые хотят приехать на все готовое. Для всех остальных самостоятельный выбор жилья открывает множество новых возможностей. Можно жить одному, вместе с сокурсниками, вместе со слушателями других школ. У нас были случаи, когда люди снимали квартиру с другими иностранцами, которые вообще не имели отношения к школе. В первый год я арендовал жилье вместе со слушателями на год старше меня, а во второй год - со слушателями на год младше. Таким образом, я знал оба курса довольно хорошо.

При поиске квартиры могут появиться некоторые сложности. Например, мне пришлось три или четыре раза переезжать с одного места на другое, прежде чем я нашел жилье на первый год обучения. Весь процесс занял 1,5 месяца. Студентам с начала августа до октября необходимо найти жилье - в октябре начинается учеба и искать квартиру некогда. Этого времени вполне достаточно, причем жилье можно начать искать уже из Москвы. Мой друг, например, нашел жилье по переписке - оставил запрос на сайте бизнес-школы. На нем он увидел объявление примерно такого содержания: «Нужен один человек в такую-то квартиру, такие-то соседи». Ответил, что хотел бы жить в этой квартире. Потом ему прислали короткую строчку: «ОК, мы вас записали». Все, квартира найдена. Но некоторые мои однокурсники приезжали в Испанию заранее - в основном те, у кого были семьи. Они снимали квартиру и возвращались в Россию в мае-июне.

До поступления в бизнес-школу у меня уже был опыт учебы за границей, поэтому в системе образования для меня не было ничего нового, кроме кейсов. Если смотреть глобально, то больше всего меня поразила эффективность этого метода, причем не только в плане получения знаний, но и в плане мотивации слушателей. В IESE не было ничего похожего на систему лекций или семинаров, которые можно встретить во многих других западных бизнес-школах.

Обучение с использованием кейсов в IESE уникально само по себе. Я могу сказать, что здесь эта методика отработана даже лучше, чем в других бизнес-школах. Я ездил по обмену в американскую школу Darden. Это учебное заведение очень высокого уровня, в нем преподают умные и талантливые профессора. Однако решение кейсов проходит по стандартной схеме, у кейса может быть только один правильный ответ. В IESE подход совсем другой - здесь может быть множество правильных решений, каждый из которых основывается на исходных данных. Поэтому студенты активно участвуют в дискуссии, предлагают новые решения и т.д. В школе также были интерактивные практические кейсы - например, искусственно создавался какой-то продукт и во время этого процесса наблюдалась динамика работы команды. У нас, например, была задача изготовить конструкцию, позволяющую куриному яйцу, которое было сброшено с 20-метровой высоты, не разбиться. Главной целью упражнения было не столько придумать новый механизм, сколько понять распределение ролей в группе.

По моему мнению и мнению многих моих однокурсников, которые ездили в другие школы по обмену, в IESE очень высокий уровень преподавания, который определяется тем, насколько хорошо слушатели усваивают знания.

В школе проводится множество различных мероприятий, не связанных с обучением или развитием карьеры. Это, например, Международная ярмарка культур - Multicultural Fair. На ней студенты готовят блюда национальных кухонь, рассказывают о своих странах, проводят различные викторины с вопросами об истории своего государства и дарят за правильные ответы сувениры. Например, наши студенты и их супруги (в моем потоке таких было 15-17 человек вместе с детьми) готовили русские национальные блюда, организовали выставку русских сувениров и поделок, сделали викторину, на которой задавали вопросы о России, о Москве. Самый простой вопрос - «Кто является президентом страны?». Самый неожиданный - «Какова протяженность МКАД?». За правильные ответы мы дарили матрешек - в итоге раздали около ста штук. Я привез их из Москвы за неделю до ярмарки. В то же самое время немцы организовали соревнование по удержанию кружек пива в руке, а японцы обучали приготовлению роллов.

Я часто общаюсь с друзьями из школы, иногда встречаюсь с ними - в Москве или за границей. Иногда они запрашивают информацию, необходимую им по работе, и я помогаю им. Когда мне предлагают какие-то вакансии, я часто рекомендую кого-то из своих друзей или знакомых. Так, некоторые из них с моей подачи смогли пройти собеседования или даже получили предложения о работе в ведущих компаниях - Coca Cola, Citigroup, Reckitt Benckiser и др. В свою очередь, я тоже не обошелся без помощи такого рода.

Найти интересную работу сейчас легче всего в Москве. Из остальных европейских городов можно еще упомянуть Лондон - там работают очень много русских выпускников программ МВА, а рынок труда очень подвижен.

После окончания программы я могу сказать, что ценность бизнес-образования измеряется для меня тремя вещами: 1) личностное развитие, вследствие чего я изменил взгляды на жизнь и скорректировал жизненные приоритеты; 2) приобретение бизнес-навыков и, как следствие, карьерный рост, выражающийся в расширении карьерных перспектив, предложениях работы в новых сферах, странах, на новых позициях; 3) отличное времяпрепровождение в течение двух лет, когда я приобрел новых друзей, контакты и опыт.

Цитаты

Самым сложным было найти время на поступление - затягивается не на один год.

Совет - чтобы GMAT, эссе, резюме, интервью не противоречили друг другу. Они должны совпадать, так как приемная комиссия все-таки в той или иной мере сверяет их.

Рекомендации у бывших работодателей. В основном они их писали сами.

Главное, на что смотрит любая бизнес школа, но не афиширует, это - насколько кандидат будет востребован на рынке труда после окончания. Поэтому, на этапе поступления важно доказать, что Вы легко найдете работу.

В заключении я хотел бы рассказать небольшую шутку, которая довольно ярко характеризует выпускника бизнес-школы (думаю, целесообразно оставить ее в английском варианте).

Three lawyers and three MBAs are traveling by train to a conference. At the station, the three lawyers each buy tickets and watch as the three MBAs buy only a single ticket. The layers decide to watch how the MBAs will get away with the trick. They all board the train. The lawyers take their respective seats but all three MBAs cram into a restroom and close the door behind them. Shortly after the train has departed, the conductor comes around collecting tickets. He knocks on the restroom door and says, "Ticket, please." The door opens just a crack and a single arm emerges with a ticket in hand. So after the conference, the lawyers decide to copy the MBAs on the return trip and save some money. When they get to the station, they buy a single ticket. To their astonishment, the MBAs don't buy a ticket at all. "How are you going to travel without a ticket?" says one perplexed lawyer. "Watch and you'll see," answers an MBA. When they board the train the three lawyers cram into a restroom and the three MBAs cram into another one nearby. The train departs. Shortly afterward, one of the MBAs leaves his restroom and walks over to the restroom where the lawyers are hiding. He knocks on the door and says, "Ticket, please."  

The funny thing is that there are many versions of this joke, and MBAs don't always win. :)

Комментарии Фейсбук Вконтакте