Первые программы MBA появились в Европе лишь в 1967 году (первопроходцем стала французская INSEAD – на полвека позже, чем в США). Однако самая первая в мире бизнес-школа открылась именно на территории Старого Света в 1819 году, и это была École Supérieure de Commerce.
Тем не менее, за последние 20 лет европейские бизнес-школы догнали и даже по отдельным показателям перегнали американские. Самый яркий пример – бизнес-школы Западной Европы (IMD Business School, London School of Business & Finance, Nottingham University Business School, Durham University Business School, Regent's University London и др.), которые с каждым годом все больше теснят американских «собратьев» в топовых позициях авторитетных рейтингов Forbes и Financial Times.
Одно из неоспоримых преимуществ европейских бизнес-школ – гибкие образовательные программы MBA, обучение на большинстве из которых длится лишь 12 месяцев. Хоть оно и менее насыщенно, чем двухгодичное, но, несомненно, намного привлекательнее для тех, кто не хотел бы надолго отрываться от работы.
В последнее время европейские школы активно осваивают другие страны, открывая, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключая партнерские соглашения с американскими бизнес-школами.
Процедура поступления в европейские школы более гибкая, в отличие от американских учебных заведений, где сроки подачи заявлений очень ограничены: документы в них подаются не позднее начала весны, а иногда и января текущего года.
Большинство же бизнес-школ Европы, включая самые престижные, используют систему «непрерывных сроков» приема (rolling deadline), рассматривая обращения студентов вплоть до середины лета.
Стоимость обучения в бизнес-школах Европы ниже американской, и порой весьма значительно. К примеру, обучение на годовой программе MBA в Kellogg School of Management стоит порядка 88 тыс. долларов, в то время как в Saïd Business School при Оксфордском университете годовой курс обойдется в примерно 77, 4 тыс. долларов. А если сравнивать стандартные американские программы full-time MBA продолжительностью два года и один год обучения MBA в Европе, то выгода налицо: 140 тыс. долларов за двухгодичное образование в Harvard Business School против 80 тыс. долларов за год в INSEAD.
Но, пожалуй, главное, на что сегодня обращают внимание потенциальные студенты бизнес-школ со всего мира, – это разнообразный состав слушателей, а также широкие возможности для создания новых дружеских и бизнес-контактов.
В европейских бизнес-школах, по данным из рейтинга FT, как правило, порядка 80–90% учащихся на программах MBA – иностранцы. В то время как в США этот показатель составляет около 30–40%. Огромные перспективы для нетворкинга, не правда ли?
Традиционно высокие места в рейтингах занимают французская INSEAD и швейцарская IMD. У них много общего: они ориентированы на обучение работе на международном рынке («мобильный менеджер»), обе находятся в очень живописных местах (INSEAD – возле известного леса Фонтенбло, а IMD – на берегу швейцарского озера Леман). В обеих школах ценят студентов с солидным опытом работы (от 5 до 9 лет), обучение стоит недешево: более 65 тыс. евро – в INSEAD и 60 тыс. евро – в IMD.
Но есть и существенные различия. Если INSEAD – крупная бизнес-школа, набирающая по 900 студентов ежегодно, то IMD – на порядок меньше: это «камерное» учебное заведение набирает лишь 90 студентов.