За последние 10–15 лет бизнес-образование в странах Азии стремительно стало популярным.
Если еще совсем недавно этот регион лишь поставлял студентов в США, Европу и Австралию, то сегодня качество бизнес-образования в школах Китая, Индии, Сингапура, Южной Кореи, Японии и Гонконга выросло на порядок.
В ведущих мировых рейтингах лучшие бизнес-школы Китая, Сингапура и Индии регулярно попадают в топ-30, а Сингапур также входит в топ-10 самых лучших стран для получения MBA (опрос проводился среди кандидатов на поступление на программы MBA).
Популярность бизнес-образования в Азии обусловлена быстро растущей экономикой, острой нехваткой квалифицированных руководителей (особенно в Индии, Южной Корее, Китае и Японии) и растущим количеством аккредитованных в этом регионе бизнес-школ.
Рост популярности бизнес-обучения в Азии объясняется двумя тенденциями рынка.
1) Местные и иностранные работодатели требуют от топ-менеджеров большего профессионализма и направляют их на программы MBA. Причем если раньше выбор делался между американскими и европейскими школами, то теперь востребованными оказались и бизнес-школы Азии, способные дать студентам знания об экономике развивающихся рынков.
2) Ориентация на глобализацию в бизнес-образовании. По этой причине многие американские школы открывают филиалы в Западной или Восточной Европе и Азии.
Одна из самых главных проблем – это языковой барьер и квалификация преподавателей, потому что обучение на английском возможно пока, к сожалению, далеко не во всех бизнес-школах Азии, а лекторы не всегда знакомы со спецификой бизнеса в других странах.
Высоким считается уровень профессуры в индийских, филиппинских, таиландских и сингапурских бизнес-школах.
Что касается высокотехнологичной Японии, то до совсем недавнего времени основным препятствием для иностранных студентов было отсутствие обучения на английском языке на японских программах МВА. Сегодня же в этой стране появилась возможность обучаться на английском языке в целом ряде университетов – Hitotsubashi University, International University of Japan, United International Business Schools, Doshisha Business School и других.
Еще одно преимущество азиатских учебных программ – это, конечно, невысокая цена по сравнению с американскими, к примеру, год обучения в Indian School of Business стоит порядка 49 тыс. долларов, в то время как 12 месяцев учебы по программе MBA в Kellogg School of Management стоит свыше 88 тыс. долларов.
Многие ведущие бизнес-школы мира открыли кампусы в Азии, так как это пользуется популярностью. Согласно опросам компании Begin Group, 10% россиян, желающих получить степень MBA, рассматривают вариант обучения на Востоке. Во-первых, это дешево, а во-вторых, возможность стать специалистом с дипломом бизнес-школы, входящей в топ-20 рейтингов FT, QS, Bloomberg и Forbes, весьма заманчиво.
Например, в Сингапуре есть кампусы INSEAD и Чикагского университета, в Малайзии – Ноттингемского университета, а Университет Центрального Ланкашира планирует обосноваться в Таиланде.
Кроме того, университеты Азии активно предлагают образовательные программы, созданные в партнерстве с ведущими зарубежными вузами. Так, Национальный университет Сингапура заключил соглашение с Йельским университетом, MIT и King's College London.