В трудные времена рекрутеров будут интересовать дорогие специалисты

Дата публикации 11.12.2014

Средняя стоимость закрытой вакансии рекрутерами в прошлом году в целом по рынку выросла почти на 60%, утверждают специалисты 155 крупнейших российских рекрутинговых агентств и эксперты отраслевых объединений: Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), Ассоциации консультантов по персоналу и НП «Эксперты рынка труда». Средняя стоимость закрытой вакансии в крупных компаниях выросла на 33% и составила 251 567 руб. Стоимость вакансии в средних показала рост в 68% по сравнению с 2012 г. (124 472 руб.), в мелких — 40% (32 693 руб.). Эти данные получены благодаря ежегодному исследованию, для которого представители российской индустрии подбора и предоставления персонала объединяют свои усилия.

Заказывают, что подороже

Цены на подбор рекрутеры, в принципе, практически не повышали.«Наметилась тенденция к росту средней стоимости одной закрытой вакансии в рекрутинговых компаниях. Работодатели активно развивали функцию внутреннего подбора и стремились закрывать большинство вакансий собственными силами», — говорит Людмила Чернякова, директор по развитию кадрового агентства «Юнити». По ее словам, агентства получали в работу наиболее сложные или срочные проекты, стоимость которых, как правило, выше средних показателей. В клиентском портфеле рекрутеров уменьшилась доля средних и мелких заказчиков, что повлекло за собой снижение числа недорогих вакансий. Эти факторы и вызвали увеличение средней стоимости закрытой вакансии в отрасли. «Думаю, такая тенденция будет сохраняться в ближайшие годы. В таких условиях профессионализм и скорость работы внешних рекрутеров будут определяющими факторами в решении работодателей — передавать вакансии в работу кадровым агентствам или нет», — говорит Чернякова.

По результатам исследования отмечено незначительное сокращение общего количества закрытых вакансий по рынку в целом с 259 921 до 225 383 позиций за счет всех типов компаний, но в большей степени за счет средних и мелких. Распределение вакансий по компаниям осталось практически неизменным.

«Ситуация с наймом персонала в условиях спада экономики примерно та же, что и во времена кризиса 2008-2010 гг.», — уверен Дмитрий Городецкий, руководитель практики систем вознаграждения персонала AXES Management. На его взгляд, потребности в новом персонале у компаний сегодня снижаются — соответственно, снижается число обращений к рекрутерам. О массовом подборе пока можно забыть, средний менеджмент кадровым службам проще подбирать самостоятельно, тогда как редких специалистов, менеджеров высшего звена, придется набирать через хедхантинговые агентства.

«Владельцы компаний старались повысить эффективность своего бизнеса за счет привлечения в команду лучших специалистов. Поэтому в течение года возрастала стоимость Executive Search проектов, — отмечает Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании “Агентство Контакт” (InterSearch Group Russia). — Доля данной услуги с каждым годом растет — и, по нашим прогнозам, 2015 год не станет исключением. Это обусловлено тем, что в кадровые агентства всё больше отдают проектов, связанных с высоким уровнем сложности, требующих хантинга, а рядовые позиции компании обычно закрывают самостоятельно, с помощью, например, работных сайтов или Linkedin. Соответственно, хедхантинговым компаниям стоит развивать технологии прямого поиска и работать над уровнем своих консультантов, которые будут вести более сложные проекты, требующие оценки потенциалов кандидатов и глобального регионального международного поиска».

«В нынешней ситуации правила игры на рынке рекрутинга не меняются», — заверила гендиректор АЧАЗ и гендиректор Kelly Services Екатерина Горохова, выступая на HR-форуме «Ведомостей». По ее словам, не изменится уровень вознаграждения рекрутеров за подбор, как не изменятся принципы и процедуры подбора. Однако она отмечает, что подбор сотрудника для самой рекрутинговой компании в последние годы подорожал — на него тратят гораздо больше времени, чем раньше. Поиск новых сотрудников в ситуации кадрового голода стал труднее — подходящих специалистов в общей массе ищущих новую работу стало меньше, да и компании увеличили время тестирования и собеседований с новым сотрудником. Таким образом, закрытие вакансии затягивается на месяцы.

Продажи рулят

Согласно результатам исследования, основной оборот рекрутинговых компаний приходится в 2013 г. на пять отраслей. На первом месте — товары народного потребления (20%), далее идет промышленное производство (16%), третье место делят строительство, недвижимость, розничные сети (по 12%), а также медицина и фармацевтика (11%). Доля автомобильной промышленности снизилась с 9 до 6%, что связано с падением оборотов по этому сегменту рынка не только в рамках набора персонала, но и в целом. При этом, если взять за 100% вакансии, полученные в 2013 г., компании чаще получали в работу и чаще закрывали позиции, относящиеся к таким отраслям, как недвижимость и строительство, IT / телеком и промышленное производство.

Большая часть оборота по рынку в целом (67%) приходится на временный персонал — 24 730 млрд руб. в денежном эквиваленте. Доля постоянного персонала занимает 33% рынка услуг и 12 889 млрд руб. в денежном эквиваленте. Без учета временного персонала большая часть объема рынка по услугам приходится на такие услуги, как recruitment — 46%, executive search — 17% и услугу подбора персонала mass recruitment — 15%.

Наиболее востребованными специальностями, по которым компании трудоустраивали временный персонал в 2013 г., стали продажи и мерчандайзинг, производство и склады, административный персонал, поддержка клиентов и колл-центры. Наибольшее количество временных сотрудников было трудоустроено по таким специальностям, как производство и склады (18%), продажи и мерчандайзинг (15%), а также транспорт и логистика (13%). Это еще раз подтверждает востребованность временного труда работников не только в производственной, но и в сервисной сфере.

Выживут сильнейшие

По сравнению с 2012 г. доля региональных компаний по обороту увеличилась вдвое и составила 18%, доля федеральных компаний составила 82%. Соотношение московского и региональных рынков по обороту также отражает рост регионов в 2013 г.: доля регионального рынка увеличилась на 2% и составила 45%, при этом Московский регион по-прежнему занимает большую часть — 55%.

Горохова полагает, что нынешняя ситуация на рынке рекрутмента усилит конкуренцию: в следующем году уйдут с рынка мелкие компании, позиции крупных авторитетных игроков наверняка укрепятся.

«Кючевыми драйверами развития кадровой индустрии в целом и рекрутмента в частности в ближайшие годы станут новые решения и услуги, отвечающие изменяющимся потребностям клиентов и повышающие операционную эффективность провайдеров в условиях неопределенности на рынке труда, — считаетТатьяна Баскина, заместитель генерального директора кадрового холдинга “Анкор”. — В фокусе внимания рекрутеров — современные инструменты поиска и оценки кандидатов, в том числе мобильные и онлайн-решения, автоматизация процессов подбора и предоставления персонала, индивидуальные клиентские и кандидатские сервисы. В обстановке технологической и экономической турбулентности особое значение приобретают инструменты обучения, развития и мотивации сотрудников рекрутинговых компаний».

Источник: Инна Кравченко, Михаил Малыхин, www.vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте