В МЭСИ состоялась конференция ЮНЕСКО

Дата публикации 05.12.2012

«ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества» - именно так звучит полное название конференции, в значительной мере отражающее круг вопросов, которые собрались обсудить представители академических кругов, министерств и ведомств, занимающихся образованием. Встреча состоялась в МЭСИ неслучайно. Университет был одним из вузов, которые участвовали в середине 90-х годов в создании  Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С тех пор и до настоящего времени эксперты вуза участвуют в проектах и мероприятиях института. 

 

Использование ИКТ в образовании не модная тенденция, а потребность времени – так открыли встречу ее участники. Во-первых, новых подходов в образовании ждут сами студенты. 89,1% из них считают, что смартфоны и мобильные устройства нужны в учебном процессе, 64,8% сочли использование ИКТ в образовательном процессе важным, 72,1% отметили, что их использование в аудитории помогло бы ощущать себя увереннее. Таковы результаты исследований, проведенных в Австралии. 

Во-вторых, технологии позволяют решить целый ряд важнейших проблем. «ИКТ в образовании необходимо использовать для развития творческого потенциала учащихся и создания общества знаний», - сказал Дендев Бадарч, представитель ЮНЕСКО в Армении, Азербайджане, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации. ЮНЕСКО отмечает, что высшее образование становится массовым или, как уже говорится в некоторых публикациях, всеобщим. На это существует ряд причин: нехватка высококвалифицированных кадров в некоторых странах (например, в Китае она составляет три миллиона человек) и необходимость переобучения безработных (так, из 300 миллионов людей арабского мира 80 миллионов не могут найти работу). Удовлетворить все эти потребности способно только дистанционное образование и электронное обучение. 

Безусловно, технологии сами по себе не улучшат качество образования – необходимо уделять пристальное внимание профессиональным компетенциям учителей и развитию образовательных ресурсов. Внедрить изучение ИКТ в первичное педагогическое образование - таков первый шаг. При этом педагогам необходимы особые условия подготовки. «Если мы требуем от преподавателей индивидуального подхода к учащимся, нужно создавать и им подобные условия», - подчеркнул Александр Уваров, представитель Информационно-вычислительного центра РАН. Обучению педагогов будут также способствовать создание виртуальных профессиональных сообществ, совместное обучение, тематические видео-исследования, ИКТ-коучинг. Если говорить о конкретных умениях, которыми должны обладать современные педагоги, то они определены в рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетенций учителя». Документ вышел в 2011 году на нескольких языках. Россия пока только рассматривает эти стандарты.

Владимир Тихомиров, научный руководитель МЭСИ, подчеркнул, пожалуй, главное требование к современным образовательным ресурсам - их актуальность. «То, что вчера было на сайте, сегодня преподаватель обязан рассказать студентам в аудитории», - сказал он. Такой подход позволит студентам учиться жить на уровне культуры и наиболее прогрессивных идей своего времени, а ведь именно в этом состоит миссия университетов.     

Подводя итоги конференции, ее участники пришли к однозначному выводу: сегодня ИКТ – та движущая сила, которая решит проблему непрерывного и устойчивого развития образования и обеспечит людей необходимыми компетенциями для полноценной жизни и эффективной работы в современном обществе. 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте