В банковском секторе сегодня идет острая борьба за квалифицированных специалистов

Дата публикации 03.07.2012

 

Многие руководители кредитных организаций жалуются, что даже наилучшие вузы выпускают сегодня студентов, которые не адаптированы к работе в банковской среде. Отсутствие такой адаптации снижает эффективность, и в конечном итоге банки терпят убытки.

«Кризис во многом изменил банковский сектор, – считает вице-президент Ассоциации региональных банков России Георгий Медведев. – Руководство стало смотреть в сторону сокращения штата, увеличения производительности труда и нагрузки на одного человека. В этом вопросе владелец банка может поступать на свое усмотрение, так как у нас нет единых нормативов, регламентирующих, скольких клиентов в день должен обслуживать кредитный оператор. Многие банки злоупотребляют нагрузкой на одного человека, а это приводит к ошибкам, которые могут стоить банку огромных потерь».

Банкиры прекрасно знают, что при большом потоке клиентов провести качественный анализ кредитной истории заемщика весьма трудно, а значит, ошибок, влекущих потери, не избежать. Пытаясь исправить ситуацию, многие банки самостоятельно разрабатывают курсы повышения квалификации или специальные тренинги для персонала. Однако, как показывает практика, большинство подобных тренингов приносят лишь краткосрочный результат, а зачастую не дают результата вовсе. Специалисты говорят, что для того, чтобы действительно повысить квалификацию персонала, разовых тренингов недостаточно. Необходимо внедрять более продолжительные, фундаментальные и качественные мероприятия.

«Важно не только подготовить квалифицированного специалиста, но важно подготовить такого человека, который, как врач, не смог бы действовать во вред своему клиенту, чтобы его действия отвечали неким принципам», – считает заместитель директора Банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко.

В банковской сфере постоянно поднимается вопрос о необходимости создания собственного независимого центра оценки финансистов.

Эксперты в вопросах повышения квалификации говорят о том, что важно не только проводить аттестации среди действующих сотрудников, но и разрабатывать и внедрять программы для испытания соискателей. Сегодня выпускники вузов требуют к себе не только повышенного внимания, но и высокой заработной платы, которую банки дать не могут, так как доходность банковского сектора падает, говорит Георгий Медведев.

Это тем более любопытно, что «отбить» деньги, потраченные на оплату обучения в вузе, 43% выпускников планируют за 1–3 года. Четверть закладывают для этого от 4 до 6 лет, а 19% «оптимистов» заверяют, что вернут потраченную сумму быстрее, чем за год, показал опрос портала для молодых специалистов Career.ru. Сроки, на которые ориентируются бывшие студенты, зависят от потраченной суммы. Так, 56% тех, кто заплатил в общей сложности менее 100 000 рублей, считают, что эти деньги вернутся к ним за год и даже раньше. Те, кто вложил в свое образование от 100 000 до 1 000 000 рублей, в большинстве случаев полагают, что отобьют их за 1–3 года. Те, кто потратил более 1 млн, рассчитывают вернуть эту сумму за 4–6 лет. Также 48% студентов отмечают, что стоимость обучения при текущем качестве необоснованно высокая.

– Кроме того, банки не могут быть уверены и в их квалификации. Для этого нужно вводить аттестацию персонала, но делать это с помощью независимых организаций во избежание конфликтов внутри самого кредитного учреждения. Кроме того, модель независимой оценки дает хэдхантерам возможность определить стоимость специалиста, что в конечном итоге помогает организациям ориентироваться в выборе персонала, – продолжает Медведев.

И хотя уже давно существуют международные ассоциации оценки специалистов, в банковской сфере в последнее время постоянно поднимается вопрос о необходимости создания собственного независимого центра оценки финансистов, а также независимой ассоциации специалистов кредитной и финансовой сфер. Подобные организации не только будут полезны самим банкам и хэдхантерам, но и дадут возможность соблюдать определенные этические принципы, а также могут стать институтом защиты прав специалистов финансовой сферы, надеются игроки рынка.

«Сегодня существуют различные международные организации, которые предлагают российским специалистам вступать в их ряды, но это по большому счету ничего не дает, так как эти институты не аккредитованы в России, а значит, не добавляют стоимости специалисту на рынке труда», – уверен Георгий Медведев.

Однако даже те участники рынка, которые поддерживают создание собственных ассоциаций оценки специалистов, не советуют полностью отметать международный опыт. Поэтому вопрос о том, что поставить на первое место: международные сертификаты оценки или развивать отечественные системы оценки и на них опираться при выборе специалистов, – остается открытым.

Сторонники международных стандартов говорят о том, что, несмотря на то что международные сертификаты не получили развития на российском рынке, их наличие все равно является большим достижением не только для конкретного сотрудника, но и для банка, имеющего такого сотрудника.

«Создавая местные сертификаты качества, мы не сможем выйти на международный уровень и не сможем конкурировать с зарубежными специалистами, – считает Александр Пушко. – Мир глобален, и мы вынуждены работать в этом мире, если хотим занять в нем достойное место».

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте