Учиться по-взрослому

Дата публикации 19.07.2011

Кризис на некоторое время ослабил тягу россиян к знаниям, но сегодня спрос на бизнес-образование снова растет.

Поступая в вуз после школы, ждешь, что уж теперь-то тебя всему научат. Практика показывает, что учат не всему, а иногда и вовсе не тому. И через несколько лет приходится снова выбирать, где и чему учиться. Только на этот раз гораздо серьезнее. Для взрослых состоявшихся менеджеров самым эффективным является бизнес-образование. Впрочем, по мнению специалистов, процесс самообучения должен идти постоянно. Руководитель HR-департамента Jones Lang LaSalle (JLL), Russia&CIS Екатерина Баринова считает, что в этом деле все средства хороши – и чтение, и международные стажировки и обмены, и дистанционное обучение. Главное, чтобы человек учился не из-под палки, не потому, например, что этого требует работодатель, а лишь потому, что человек сам испытывает в этом потребность. 

Не стоит забывать и еще об одной тенденции, появившейся в последнее время: HR-службы крупнейших российских компаний начали точнее описывать компетенции, которыми должен обладать менеджер на той или иной позиции (функциональный уровень, тактический, стратегический). Поэтому при составлении учебной программы прогрессивные бизнес-школы по возможности учитывают эти стандарты. 

ЧТО ЕСТЬ   

Из всех видов программ бизнес-образования – тренинги, семинары, программы повышения квалификации, программы переподготовки, наконец, МВА, ЕМВА – наибольшей популярностью пользуются краткосрочные семинары и тренинги, а также МВА.

«Особенно активизируются многочисленные краткосрочные, двух- или трехдневные, программы по продвижению продукта, поиску потенциальных покупателей и т.д., – отмечает заместитель декана Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Дмитрий Жданов. – В массе своей они называются тренингами, хотя от тренинга как наработки навыка здесь не сильно много. В основном слушателям объясняют, как техничнее заинтересовать клиента». 

Желание сэкономить время и деньги также приводит ко все большей популярности e-learning. «И хотя классическое очное обучение в России пока преобладает, динамика роста дистанционного обучения за последние два-три года показывает, что оно очень скоро займет не менее половины рынка бизнес-образования», – уверен заместитель директора Международной школы менеджмента и технологий Международного юридического института, президент Российской лиги МВА Юрий Тазов. 

«Развитие информационных технологий, высокий темп жизни, рост стоимости денег в результате финансового кризиса – это все те факторы, которые все чаще обращают потребительское внимание на дистанционное образование и его наиболее совершенную форму – blended learning, – говорит ректор Международного института менеджмента «ЛИНК» Сергей Щенников. – Его особенность в том, что, в отличие от просто дистанционного образования, здесь используются смешанные формы обучения – не только виртуальные, но и очные, которые помогают в усвоении и закреплении материала. Студент обучается, не отрываясь от работы, от реальных управленческих задач, и получает результат здесь и сейчас. Благодаря поддержке учеба более результативна. По нашей статистике, 80% студентов окупают свои вложения после полугода обучения». 

ЧТО ВЫБРАТЬ?   

Выбор имеющихся на рынке возможностей личностного и профессионального развития огромен. Пожалуй, сегодня можно найти программы под любую бизнес-задачу. 

При этом, по мнению заместителя декана факультета стратегического управления, директора программы MBA Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Вероники Коцоевой, степень полезности той или иной программы зависит оттого, какие именно задачи ставит перед собой человек: «На выбор программы влияет множество факторов: время, деньги, специфика бизнеса, опыт работы и т.д. Поэтому в каких-то случаях будет эффективен, например, тренинг личностного роста, а в определенных ситуациях предпочтительнее полноценная долгосрочная программа». Но заменить полноценную системную программу на набор разрозненных тренингов нельзя. Из такой непоследовательной «мозаики» не получится целостного представления», – отмечает она.

По мнению менеджера по развитию персонала и организационной эффективности группы компаний Unilever в России, Украине и Белоруссии Алексея Баканова, если обучение необходимо для успешного построения карьеры, а не перехода в другое профессиональное русло, наиболее эффективным будет изучение лучших практик в своей области (best practice). «Когда речь идет о карьере менеджера, таким практичным образованием может стать программа MBA, основанная на изучении реальных бизнес-ситуаций и поиск решений», – отмечает эксперт. 

С ним согласен и Сергей Щенников: «Специфика российского рынка труда в том, что для работодателя документ об окончании той или иной бизнес-школы не является весомым аргументом в пользу соискателя. Для него важны опыт и компетентность менеджера. Поэтому получать в России бизнес-образование ради документа в большинстве случаев бессмысленно. Правильнее сделать ставку на развиваемые компетенции – иначе говоря, на то, что вы будете уметь делать, выйдя из бизнес-школы». Со своей стороны компании, стараясь застраховать себя от пустых вложений в образование своих сотрудников, предпочитают заранее узнать их планы.

«Когда мы задумываемся об инвестировании в будущую лидерскую команду, мы получаем гарантии-подтверждения от наших менеджеров, что это совпадает с их интересами и что менеджеры будут прикладывать к процессу обучения усилия и выделять на него время, – рассказывает Екатерина Баринова. – Современный бизнес – это жесткие правила, и мы не можем себе позволить быть некоей благотворительной организацией, которая будет вкладывать в сотрудников силы и средства лишь потому, что так делают все крупные компании». 

ДОЛГО ЛИ, КОРОТКО ЛИ 

Выбирая программу, обращайте внимание, какую цель преследует бизнес-школа – научить управлять или просто рассказать о менеджменте, советует Сергей Щенников. Если программу нельзя сопоставить со стандартами компетентности, то надо задуматься, какие результаты она способна дать, кроме диплома. С другой стороны, признает Юрий Тазов, не каждый способен качественно оценить учебную программу. 

«Часто люди не могут сформулировать свои ожидания и понять, каких именно знаний им не хватает, – поясняет Вероника Коцоева. – У человека есть определенная образовательная база, благодаря которой он добился успеха. Однако чтобы двигаться дальше, нужно что-то еще. Как правило, это выливается в требование абитуриентов структурировать знания, сделать принятие решений не интуитивным, а осознанным, подкрепленным конкретными знаниями, найти более эффективные способы решения проблем, расширить деловые контакты и связи».

Эффективность учебных программ зависит от множества факторов. И в том числе от того, насколько методика обучения подходит лично ученику и насколько сам ученик вовлекается в процесс обучения и инвестирует в него время. Поэтому, как советует Алексей Баканов, перед тем как тратить время на поиск правильной программы, убедитесь, что у вас есть время и мотивация. 

Принимая решение о поступлении в школу и выбирая программу, вовсе не обязательно сразу закладываться на долгий срок. Даже программы МВА, которые, по российскому стандарту, длятся два года, можно освоить по частям. 

«В связи с кризисом возрос интерес к коротким программам, которые позволили желающим уйти от долгосрочной МВА и выбрать нужные модули по соответствующей цене, – отмечает Дмитрий Жданов. – Так, структура программы МВА разбивается на самостоятельные модули, и один из наиболее актуальных – Soft skills». 

Кроме того, обучение по краткосрочной программе нередко помогает определиться и более четко сформулировать свои потребности, облегчив тем самым дальнейший выбор программы. При этом пройденный материал вполне может стать частью, например, программы МВА. Так, программа МВА в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) имеет модульную структуру и разделена на девять логически завершенных частей, каждая из которых представляет собой программу повышения квалификации.

Комментарии Фейсбук Вконтакте