Учебники для начальников

Дата публикации 19.08.2014

Какой литературы не хватает российским MBA

В списках учебной литературы для МВА практически нет книг российских авторов, хотя отечественные кейсы были бы очень полезны для тех, кто собирается заниматься бизнесом в нашей стране. Поэтому бизнес-школы с нетерпением ждут, когда гуру российского бизнеса выйдут на пенсию и займутся творчеством.

Выпускники МВА-программ — будь то российские программы или зарубежные — в один голос твердят, что книги и учебники не главное, главное — преподавательский состав. Живое общение, интерактив, передача опыта в режиме реального времени, много практических заданий. Тем не менее каждый студент за год обучения прочитывает от 50 до 200 книг бизнес-тематики.

Количество необходимой к прочтению литературы зависит не только от программы, но и от бэкграунда студента. "На первых же лекциях стало понятно, насколько у нас у всех разный уровень знаний и опыта,— рассказывает Мария Головенко, выпускница учебной программы МВА "Стратегический менеджмент" Высшей школы экономики.— Кто-то запросто вступал в полемику с преподавателем, приводил в пример международные кейсы, оперировал именами бизнес-гуру и исследователей, а кто-то отмалчивался, но старательно фиксировал, что ему еще предстоит прочитать. Понятно, что к следующей лекции нас никто ничего читать не заставлял, но люди ведь пришли учиться и штудировали кучу литературы".

Многое также зависит от бизнес-школы и даже от конкретного преподавателя. "Кто-то в самом начале модуля дает список книг и выстраивает всю работу только на них. Тут выбора нет: хочешь не хочешь, а читать придется,— уточняет Никита Сухарев, слушатель Executive MBA в Московской школе управления "Сколково".— Кто-то, наоборот, советует книги исключительно как инструментарий для выполнения практических заданий. Например, просят провести какой-нибудь банальный SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон бизнеса.— "Деньги"), а для лучшего понимания процесса советуют с десяток книг. Читать их или нет — исключительно твое дело".

Выбор стратегии

"Учебная литература — важный, но далеко не единственный элемент обучения на программах MBA,— рассказывает Людмила Сальникова, научный руководитель программы МВА "Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе" на базе МГИМО.— Всем нужны очень конкретные и практические знания, за этим на МВА и приходят. Вот почему порой более ценным оказывается раздаточный материал, который преподаватель выдает учащимся перед началом каждого занятия".

Обычно в такой материал входит распечатанная презентация лекции или семинара с понятиями, кейсами, ссылками на дополнительную литературу. "И с пустыми графами для собственных комментариев слушателя,— уточняет Сальникова.— Кому-то одни темы незнакомы, кому-то другие, так что они сами в процессе занятий делают свои пометки, и, таким образом, каждый уходит домой уже с собственным пособием — да, там есть весь синопсис курса преподавателя, но есть и собственные записи".

Примерно той же схемы придерживаются в школе бизнеса МИРБИС, где в пакете раздаточных материалов огромные списки рекомендованной литературы на русском и на английском языках, но будет ли она прочитана, никто особо не контролирует. "На лекциях каждый преподаватель обязательно дает выжимки из наиболее авторитетных изданий по каждой конкретной теме. Они осмыслены преподавателем, приведены к короткой и простой форме, что экономит слушателям массу времени,— объясняет Елена Переверзева, декан школы бизнеса МИРБИС.— Но мы не следим за тем, кто сколько книг прочел. Отслеживаем лишь общий уровень знаний".

А вот Хелен Эдвардс, руководитель проекта библиотеки Московской школы управления "Сколково", говорит, что преподаватели все же стараются следить, чтобы рекомендованная ими литература слушателями читалась. "Чем теснее книги интегрированы в процесс обучения, тем больше шансов, что слушатели почерпнут нужные им для бизнеса мысли и идеи. Или просто по-настоящему вдохновятся чьим-то примером. В общем, мы солидарны с Брайаном Трейси, написавшим множество бизнес-бестселлеров, который говорит, что, читая хотя бы одну книгу в месяц, вы автоматически попадаете в число самых образованных людей в мире".

Несмотря на разницу в обучающих стратегиях, во всех бизнес-школах имеется заранее продуманный учебно-методический комплекс, и книги в них зачастую одни и те же. И они очень сильно отличаются от списков бизнес-бестселлеров книжных магазинов. Лидеры продаж в этом году — "Харизма лидера" Радислава Гандапаса, "Сам себе МВА" Джоша Кауфмана и "Руководство по основам МВА для полного идиота" Тома Гормана. В бизнес-школах слушателям предлагается литература более элитарная, авторы в основном лучшие преподаватели MBA со всего мира. Но не из России.

Список рекомендаций

"По примеру лучших международных бизнес-школ в список обязательной литературы в Московской школе управления "Сколково" входят всеми признанные учебники в области финансов и экономики,— рассказывает Хелен Эдвардс.— Это "Экономика стратегии" Дэвида Бесанко, "Макроэкономика" Николаса Грегори Мэнкью, "Финансовый учет" Джона Вайлда".

В школе бизнеса МИРБИС упоминают те же труды, а кроме них — книги о предпринимательстве. Например, под авторством Александра Остервальда, знаменитого работами в области бизнес-моделей ("Построение бизнес-моделей", "Твоя бизнес-модель" и другие). Главным образом он пишет о том, что думать свободно — хорошо, а думать структурно — лучше. И чтобы думать заставить себя структурно, время от времени он предлагает отвечать себе на девять вопросов, в том числе о ключевых ресурсах, каналах сбыта и потоках доходов, и в зависимости от ответов подстраивать бизнес-модель конкретно под свой проект. "Не то чтобы об этом никто раньше не писал, но он смог изложить это максимально просто, интересно и понятно,— делится впечатлениями Елена Переверзева.— Кроме того, он сам, конечно, яркая личность. Управлял консалтинговой компанией, участвовал в развитии международной некоммерческой организации по борьбе со СПИДом и малярией".

Похожая идея (не нужно слепо следовать бизнес-плану, лучше как можно чаще менять его в зависимости от обстоятельств) лежит в основе другой книги, настоятельно рекомендуемой к прочтению на МВА-программах: "Четыре шага к озарению" Стива Бланка. Подобно Генриху Альтшуллеру, который в 40-х годах прошлого века сформулировал "теорию решения изобретательских задач", Стив Бланк сформулировал методику создания новых продуктов и нового бизнеса. Суть изобретения Стива Бланка — быстрая проверка на практике гипотез, полученных из анализа мнений потребителей.

"Мы в "Сколково" также используем книги ведущих профессоров МВА — их имена присутствуют в рейтингах лучших бизнес-мыслителей по версии Forbes, Financial Times, Economist и других,— говорит Хелен Эдвардс.— Прежде всего это "Дилемма инноватора" профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена, которую называли в числе важнейших книг своей жизни Стив Джобс и Джеффри Безос (основатель Amazon.com.— "Деньги"), а также "Стратегия голубого океана" Чан Кима и Рене Моборн из бизнес-школы INSEAD".

В "Дилемме инноватора" рассматривается важный вопрос: в какой момент компании нужно прекратить улучшать свой основной продукт и заняться чем-то другим?а А "Стратегия голубого океана" посвящена идее, что лучше создавать спрос на новом рынке, чем бороться с множеством конкурентов на старом. "В этом ряду можно также назвать Тима Брауна, исполнительного директора дизайн-студии IDEO, с его книгой "Дизайн-мышление в бизнесе",— рассказывают в МИРБИС.— Он объясняет, как методы и стратегии дизайна можно использовать на каждом уровне в бизнесе, и на конкретных примерах показывает, насколько это важно для понимания бизнес-ситуаций".

Не доросли

"Абсолютно очевидно, что большинство книг, которые мы советуем нашим слушателям, принадлежат перу иностранных авторов,— подытоживает Елена Переверзева.— Не потому, что у них больше знаний или опыта, а потому, что они уже давно научились описывать все свои теоретические и практические знания просто и красиво, в отличие от наших преподавателей". По ее словам, преподаватели на МВА-программах должны быть людьми специфическими, "академики здесь не очень полезны". "Это должны быть люди с уникальным сочетанием теоретических знаний и практических навыков,— говорит Переверзева.— И они, конечно, есть, но их мало. Еще меньше тех, кто умеет передавать этот свой уникальный симбиоз теории и практики на бумаге".

"Все правильно, особой ценностью обладают те книги, которые написаны в формате интересного диалога с читателем,— продолжает Людмила Сальникова из МГИМО.— И таких книг, написанных российскими специалистами, явно недостаточно. В этом, на мой взгляд, сейчас самая большая проблема — нехватка экспертов и профессионалов. Тех, кто обладает богатым практическим опытом, умеет структурировать и систематизировать свои знания, излагать их ярко, доходчиво, убедительно, и, конечно, готовых посвятить часть своего времени образовательной деятельности". По ее словам, сейчас качество книг зарубежных авторов, как правило, выше, чем у книг российских авторов, которые нередко ограничиваются пересказом работ зарубежных коллег. "Но я считаю, что это только потому, что у нас еще мало опыта в сфере бизнес-образования,— добавляет Сальникова.— Оно только начинает развиваться в России, с годами ситуация будет меняться".

Опыт написания бизнес-книг — вещь действительно необходимая. Например, Джим Коллинз, каждая книга которого становится чем-то вроде "Гарри Поттера" в бизнес-литературе, считает, что его успех рос пропорционально времени, которое он тратил на написание книг. Если ему верить, получается, что для появления популярной бизнес-книги нужны 21 помощник и пять лет научных изысканий. Именно так готовилась его последняя книга "Великие по собственному выбору", разошедшаяся миллионными тиражами на 35 языках. Главная ее мысль: чтобы создать великий бизнес, скорее всего, лучше быть не талантливым, а работоспособным.

Комментарии Фейсбук Вконтакте