Исследование тенденций в развитии эмоционального интеллекта у российских менеджеров

Дата публикации 09.02.2010

«Лидерство и обучение необходимы друг другу». Джон Ф. Кеннеди

 

Курс-тренинг «Эмоциональный интеллект руководителя» набирает обороты  на программах МВА в ведущих бизнес-школах подразделений АНХ при Правительстве РФ: ВШКУ, ВШМБ, МШСН.   Современные исследования выявили, что не интеллектуальные способности и узкопрофессиональная компетентность, а эмоциональный интеллект менеджеров определяет почти 90% успеха управления.

Весь бизнес, который строится на  схеме «человек-человек», зависит от ЭИ тех сотрудников, которые презентуют, договариваются, обслуживают и т.д. ЭИ оказывает влияние во всех  сферах деятельности, где есть общение с людьми. Но в  первую очередь - это управленческая деятельность. От ЭИ руководителя зависит и то, как он налаживает взаимоотношения с сотрудниками, как он их развивает, делегирует полномочия, и то, как он выстраивает процесс организации дела.

Эмоциональный интеллект человека развивается в течение всей жизни посредством обучения, тренировки и жизненного опыта. Это проявление таких личностных характеристик, как  самопонимание, самоконтроль, эмпатия и социальные навыки. Если сказать в двух словах, то это владение инструментами управления эмоциональным ресурсом своим и окружающих. Поэтому тот факт, что директора программ включают эту тему в учебный процесс, говорит о признании важности развития этой лидерской компетенции.

В 2009 году автором было проведено исследование тенденций развития эмоционального интеллекта (ЭИ) в рамках корпоративного обучения российского бизнеса.

В исследовании приняли участие  более 150 слушателей МВА. Из них:


 - Крупный бизнес- 50%

 - Средний бизнес - 29 %

 - Малый бизнес - 21 %

Москва - 50 %


Регионы России - 50 %


Участники опроса  - представители различных направлений бизнеса. Это прежде всего крупные предприятия нефте-газовой отрасли,  строительство, химическая промышленность, торговля, энергетика, телекоммуникации, металлургия, транспорт, финансы, профессиональные услуги  и др.

Статус респондентов:

Топ-менеджеры - 52%

Менеджеры среднего звена - 34%

Линейные менеджеры - 14%

Результаты опроса показали, что:

-  90% респондентов  осознают большое значение эмоционального интеллекта в управленческой практике

- 86% отметили, что  невнимание к эмоциональному состоянию окружающих и неумение владеть своими эмоциями приводило к конфликтам

- 50%  отметили трудности в привлечении и удержании талантливых работников

Интересные данные по тематике корпоративного обучения

На первом месте  - «Развитие навыков презентации» (30%)

На втором месте - «Развитие лидерства» (21 %)

На третьем  месте - «Управление конфликтами» (20%)

Примерно 30% опрошенных отметили отсутствие какого-либо корпоративного обучения.

Тема «Развитие эмоционального интеллекта» в корпоративном обучении занимает одно из последних мест - всего 6% (!).

На вопрос  «Развитие каких аспектов эмоционального интеллекта Вы считаете для себя наиболее актуальными?» были получены следующие результаты:

1. Самоконтроль (управление своими эмоциями) - 72,5%

2. Управление конфликтными ситуациями - 50,8%

3. Эмпатия (понимание эмоциональных переживаний других людей) - 44%

4. Управление эмоциями других людей - 40%

5. Харизма и яркий имидж  - 40%

6. Самоосознание (понимание своих чувств, эмоциональных переживаний) - 35,8%

7. Интуиция - 28 %

Такие показатели говорят о высокой оценке значимости эмоционального интеллекта и серьезном  критическом самоанализе собственных личностных качеств респондентов.

63% респондентов планируют в ближайшее время развивать эмоциональный интеллект в формате:


- Самостоятельного изучения - 50%

- Тренинга-семинара - 32,5%

- Коучинга - 11%

Такие показатели говорят о том, что идея обучения этой дисциплине витает уже даже не в воздухе - а в умах тех, кто лично заинтересован в успехе дела.

Слушатели, прошедшие тренинг, в конце анкеты в разделе «Ваши комментарии» оставили следующие отклики: 


Эмоциональное лидерство - это супер! Нужно увеличить количество часов!

Самоконтроль - наиважнейшее качество!

Необходимо развивать данное направление в среде топ-менеджеров!

Это новое направление обучения, поэтому о нем пока мало известно!

Спасибо!

Спасибо за содержательный тренинг!

Изучение эмоционального интеллекта просто необходимо! Желательно побольше часов.

Спасибо за курс! Интересно, полезно развивать дремлющие творческие способности, расправляет плечи, зажигает взгляд!

Все классно! Спасибо Вам! Интересно, доступно, актуально!

Очень понравилось! Большое спасибо!

Очень хороший курс!!! Спасибо!

Спасибо за науку!

Эмоциональный интеллект - необходимый инструмент для менеджера любого уровня.

Огромное спасибо за науку! Очень понравилось.

Замечательно! Успехов! Удачи!

Комментарии Фейсбук Вконтакте