Индивидуально и специально

Дата публикации 24.11.2009

Константин Хомкин считает, что будущее бизнес-образования за специализированными программами, а при выборе бизнес-школы советует обращать внимание на то, сколько в ней таких программ - чем больше их в «рационе» школы, тем устойчивее ее положение. Читайте интервью с заместителем декана Факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ, специально для Begin Group.

– Каковы основные преимущества российского бизнес-образования?

– Преимущество любой национальной программы бизнес-образования в первую очередь заключается в том, что оно ориентировано на специфику местных реалий. Наш факультет 15 лет назад начинал с адаптации американских программ подготовки, но довольно быстро мы поняли, что учить русских на американских и европейских примерах и кейсах, переводить импортные учебники - все это, на первый взгляд, красиво, однако в практическом плане малоэффективно. Получать образование, в том числе бизнес-образование, нужно в той стране, где планируешь жить и работать. Если человек связывает свои карьерные устремления с транснациональными корпорациями, тогда имеет смысл поступать в западную бизнес-школу. Если же человек реализует свой собственный бизнес в основном на территории России, для него выбор очевиден - только российские программы, российские преподаватели, российские учебники.

На мой взгляд, российскому бизнес-образованию не хватает опыта и традиций. Самые первые российские бизнес-школы были основаны 15-20 лет назад. По западным меркам - они только появились на свет. Не сложились полноценные общества выпускников, которые поддерживали бы друг друга на манер западных, не сформировались четкие специализации разных учебных заведений - пока что все борются за место под солнцем, непрерывно расширяя сферу своих специализаций, пытаясь отвоевать у соседа как можно больше абитуриентов.

Какие характеристики бизнес-образования становятся значимыми в последнее время?

– В условиях кризиса слушатели стали более требовательными к содержанию программ и качеству обеспечения учебного процесса. Мы замечаем все больший интерес к таким вопросам, как аккредитация программ, возраст школы, состав преподавателей. В докризисное время этим тоже интересовались, но в меньшей степени. Сейчас же, когда появился риск поступить в школу, но не окончить ее по причине исчезновения/банкротства школы, уровень и статус учебного заведения стал существенно более важной характеристикой. Также серьезный вопрос - стоимость обучения. Не все школы готовы фиксировать стоимость на весь срок обучения, несмотря на наличие законодательных требований на этот счет. С западными школами ситуация еще рискованнее - в связи с неопределенностью курса валют есть риск заплатить за обучение в разы больше первоначальных ожиданий.

Какие аспекты станут важными при выборе бизнес-школы в ближайшем будущем?

– Кризис рано или поздно закончится, и ситуация снова станет стабильной - соответственно снова появятся «школы-однодневки», торгующие воздухом под условным названием «мини-МВА», предложение расширится, как и увеличится количество желающих пойти учиться. Я считаю, что коренным образом ничего не поменяется. Также будут актуальны вопросы качества подготовки, уровня преподавательского состава, дополнительных «опций» в виде стажировок-практик и т.п.

Наши программы мы будем все также выделять по уникальным специализациям, предлагая рынку редкий продукт.

Можете ли Вы выделить какие-либо стратегические инновации, которые будут поддерживать жизнеспособность программ MBA в будущем?

– Сейчас основные инновации бизнес-школ связаны с повышением гибкости оплаты, введением понятий дистанционного образования, что позволяет коренным образом снизить издержки, попытками оптимизировать образовательный процесс за счет увеличения численности групп до 50 и более человек. Конечно, все это идет в ущерб качеству. Знаю одну бизнес-школу, где в группе МВА обучается 80 человек. Конечно, это, по большому счету, профанация. Но нужно выживать, и школы, чувствующие себя неуверенно в нынешних условиях, осознано идут на такое снижение качества, чтобы остаться на плаву.

Считаю, что стратегически верным трендом должно стать появление новых специализированных программ. Рынок бизнес-образования нуждается в четкой сегментации. В этом году мы начали реализацию целого спектра новых программ в формате повышения квалификации и профпереподготовки, большинство из них имеют весьма узкую специализацию. Более точное соответствие ожиданиям слушателей в части содержания программ, построение индивидуальных учебных планов, гибкая форма обучения с учетом опять же индивидуальных пожеланий слушателей - вот оптимистическая перспектива сферы бизнес-образования. Пессимистическая - размывание специализаций, экстенсивное расширение набора на программы за счет обобщения содержания и так далее.

То есть, по-Вашему, будущее за специализированными программами MBA?

– Да, именно так. При нынешнем развитии сферы информационных технологий, при такой доступности информации и литературы сложно сомневаться в том, что толковый человек пойдет куда-то учиться, тратить драгоценное время, не прочтя предварительно всю лучшую литературу по общим вопросам управления. Я не могу не отметить тот факт, что последние несколько лет растет уровень базовой подготовки тех слушателей, что поступают на наши программы. Действительно, приходят люди, уже изучившие самостоятельно основные теории, прочитавшие основные учебники. Им нужны практические инструменты, опыт применения инструментов, общение не с преподавателями - «говорящими книгами», а с практиками, которые могут ответить на узкоспециализированные вопросы из самых неожиданных сфер управления.

Считаете ли Вы, что бизнес-школы будут придавать все большее значение опыту своих кандидатов?

– Я бы не сказал, что значение опыта будет расти. Важны не формальные требования, а соответствие ожиданий поступающего и уровень организации учебного процесса и содержание курсов. Другими словами, если человек приходит без значительного опыта, но с четкой мотивацией на приобретение новых компетенций - почему ему должны отказывать в поступлении? Он во время обучения успеет применить новые знания и получит необходимый опыт в гораздо более сжатые сроки. В обратной ситуации - даже при наличии самого серьезного опыта работы - если человек считает, что «его тут всему научат», а его дело только заплатить, такой специалист долго на программе не задержится. Соответственно, роль мотивационных эссе и интервью будет приобретать все более основательный характер. Впрочем, такой тренд заметен уже сейчас - все большее количество бизнес-школ включают в набор вступительных процедур именно эссе и собеседования на общемотивационные темы.

Сейчас многие эксперты отмечают, что бизнес-образование начинает существенно меняться, искать новые подходы и методы вслед за меняющейся экономикой. Стоит ли идти учиться сейчас или лучше подождать, пока бизнес-образование выработает новые стратегии?

– Поступать, конечно, стоит сейчас. Если есть возможность заплатить и потратить время на обучение, откладывать «на потом» не следует. Чем раньше человек получит новые знания и компетенции, тем скорее он сумеет применить их на практике и тем раньше они принесут плоды, в том числе в форме роста доходов и успехов в бизнесе.

Стоит лишь помнить о том, что все бизнес-школы также являются хозяйствующими субъектами, и им не чужды экономические потрясения. Чтобы не было потом обидно за потраченные время и деньги, следует все-таки обращать внимание на школы, успешно пережившие потрясения 1998 года, школы, сформированные на площадках крупных образовательных учреждений и холдингов. Также важно, чтобы школа осуществляла набор на несколько программ, в несколько потоков - чем больше программ в «рационе» школы, тем устойчивее ее положение. Одно дело - сбой в наборе на одну программу, когда их, допустим, восемь, другое дело, когда вся школа «кормится» с одной группы MBA и «вдруг» набора не случилось. Это может сказаться самым серьезным образом и на тех слушателях, что уже учатся.

Изменились ли карьерные устремления слушателей Вашей бизнес-школы в условиях финансового кризиса?

– Мы ежегодно проводим неофициальные опросы среди слушателей и выпускников программ. Можно отметить, что, действительно, все большее количество слушателей строит свою карьеру в направлении организации собственного бизнеса. Отчасти это связано с тем, что наши программы ориентированы на средний менеджмент крупных компаний и на руководителей и владельцев средних и малых компаний. Не во всякой компании есть возможность карьерного роста, особенно если на первых постах находятся собственники. В таких ситуациях одна из наиболее правильных стратегий - организация своей компании.

Наш факультет старается всячески содействовать слушателям и выпускникам как в части консультирования по вопросам организации своего предприятия, так и в части кадрового наполнения новых компаний. Практически каждый год организуется компания, в составе учредителей которой находятся сразу несколько наших слушателей. Довольно распространена ситуация, когда во вновь созданную нашим выпускником или слушателем компанию приходят работать его однокурсники или слушатели параллельных потоков. Мы всячески поддерживаем такие инициативы, стараемся наладить максимально открытый диалог между потоками, чтобы специалистам было проще найти друг друга.

Комментарии Фейсбук Вконтакте