Скрытно запускаем стартап

Дата публикации 10.12.2013

Об авторе: Сэр Ричард Чарльз Николас Брэнсон – британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, которая включает в себя более 360 компаний, в том числе такие как Virgin Atlantic, Virgin America, Virgin Mobile и Virgin Active. © Перевод с английского Ольги Пономаревой.

Вопрос

– Я изучаю в университете предпринимательскую деятельность и полон идей для новых начинаний. Единственное, чему меня не научили, так это – с чего начать. Как мне понять, что надо сделать в первую очередь? Я в растерянности!
– Taylor Matysik, Университет Святого Томаса, США

– Вне зависимости от того, новичок вы в бизнесе или нет, растерянность и подавленность понятны, а для многих и попросту являются составной частью процесса. Обучение бизнесу не всегда включает в себя практические тренинги, необходимые для создания своей компании, а если они даже есть, попытка применить их на практике может обескуражить. Так что после получения MBA, возможно, вам понадобится дополнить свое образование онлайн-курсами, позаниматься с наставниками и – что самое важное – получить практический опыт.

Хорошая новость в том, что успешный бизнес начинается с отличной идеи, так что вы уже на правильном пути.

Первый шаг. Прежде чем что-либо предпринимать, уединитесь там, где вы можете расслабиться, – я, например, регулярно работаю, лежа в гамаке в моем доме на острове Некер, – и представьте себе, как из вашей гениальной идеи рождается бизнес. Это должна быть компания, в которую вы сможете верить всем сердцем, душой, ну и, разумеется, кошельком.

Испытываете ли вы прилив энтузиазма, размышляя о том, как ваш бизнес изменит жизнь людей к лучшему? Это принципиально важно, поскольку если вы любите свое дело, то вы с большей вероятностью добьетесь своего, несмотря на неизбежные для предпринимателя многочасовые бдения и борьбу за выживание. Тем слаще будет вкус вашей победы.

Вы упомянули, что в качестве дополнительного предмета вы изучали в университете звукозапись, поэтому я предположил, что вы увлечены музыкой. Вы изучали возможности, открывающиеся в этом секторе? Как человек, который 40 лет назад начал свою карьеру со звукозаписывающей компании, могу сказать, что это весело. Учитывая бурное развитие музыкальных сервисов в Сети, наверняка есть новые возможности.

Следующий этап – «разговор с мамой». Я всегда полагался на этот метод, когда надо было решить, претворять идею в жизнь или нет. Спросите маму, что она думает о ваших планах. Если она похолодеет, когда вы опишете ей свою задумку, возвращайтесь в свой гамак и начинайте все сначала. Если же ей станет интересно, значит, у вас есть шанс. Моя мама всю жизнь занимается предпринимательством, поэтому она отлично разбирается в таких вопросах, но даже если ваша мама не знаток бизнеса, она тот человек, который всегда на вашей стороне и думает о ваших интересах.

Последующие шаги связаны с риском, из-за которого вы, возможно, и колеблетесь. Вам придется взяться за практическое воплощение вашей идеи, а также вкладывать время и ресурсы. Некоторые зависают на этой стадии, пытаются довести свой план до совершенства, а в итоге тратят на это больше времени, чем на управление бизнесом. Успешные предприниматели не ждут идеального момента, они создают его.

Создайте несколько образцов товара, который собираетесь продавать, а когда будете довольны вашим продуктом или услугой, проведите самое лучшее и дешевое маркетинговое исследование – попросите друзей, родственников и фолловеров из соцсетей опробовать ваш продукт. Если реакция окажется негативной, подумайте, как можно доработать ваше предложение. И пусть этот процесс вас не обескураживает: небольшие изменения вовсе не означают, что ваша идея плоха, это просто первое из многих изменений, которые вам придется внести в ваш план. Гибкость и способность решать проблемы творчески – очень важные для предпринимателя качества.

Когда вы внесли все изменения, попытайтесь продать небольшую партию вашего товара там, где это возможно, – онлайн, вразнос, на уличных ярмарках и т.д. Продолжайте просить отзывы и поддерживайте контакт с первыми клиентами. Позаботьтесь о правильном брендинге: выделяется ли ваш бренд? привлекают ли ценности вашего бренда клиентов? смогут ли они привлечь талантливых сотрудников?

Когда отзывы клиентов станут стабильно положительными, вам следует задуматься об увеличении производства и о краткосрочных озабоченностях. Святой Франциск Ассизский говорил: «Сначала сделай то, что необходимо, затем сделай то, что можешь, а потом внезапно поймешь, что совершил невозможное». Начнут возникать практические вопросы, например, как дистрибутировать ваш продукт и как управлять финансовыми потоками. В этот момент надо начинать продвигать вашу идею среди потенциальных инвесторов и дистрибьюторов, а также нанимать персонал и делегировать полномочия.

Если вы выполнили все вышеперечисленное, то скоро поймете, что я сыграл с вами небольшую шутку: теперь у вас есть работающий стартап, хотя вы даже не назначили дату открытия. Отличная работа!

И удачи вашему новому бизнесу!

Комментарии Фейсбук Вконтакте