В Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен»

Дата публикации 12.12.2014

17 и 18 ноября 2014 года в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен» (1st International Conference «Education for Business in the Era of Evolutionary Changes»).

Цель конференции состояла в том, чтобы обсудить вопросы повышения качества делового образования и проблему формирования общественного запроса на содержание программ дополнительного профессионального образования России.

Первый день конференции прошел в обсуждении темы повышения качества дополнительного и бизнес-образования в условиях глобальных эволюционных изменений, таких как интенсивное развитие массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), дистанционных программ обучения и усиление конкуренции.

Панельную дискуссию о тенденциях рынка дополнительного профессионального образования и особенностях его регулирования на современном этапе социально-экономического развития России открыл Андрей Владимирович Шаронов, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО. В рамках дискуссии эксперты рынка рассказали о критериях качества и оценке программ бизнес-образования, об изменении потребительского спроса и альтернативных видах образования, а также затронули проблему экономической стагнации и поведали о новых вызовах образовательного рынка.

По мнению Сергея  Павловича Мясоедова, проректора РАНХиГС при Президенте РФ, президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), рынок бизнес-образования в настоящее время развивается в условиях экономической нестабильности, бизнес-образование хаотично в своем развитии, поэтому необходимо использовать нынешние критерии качества (Национальные аккредитационные критерии и требования к общему содержанию и условиям реализации программ МВА, разработаны НАСДОБР. – Прим.) для того, чтобы бизнес-школам закрепить свою нишу, расширить присутствие и, в конечном итоге, повысить качество образовательных программ.   

Лариса Васильевна Карташова, декан Плехановской школы бизнеса Integral, подчеркнула, что в оценке качества программ MBA в РЭУ им. Г.В. Плеханова ориентируются на признанные во всем мире стандарты качества и придают первоочередное значение общественной аккредитации программ MBA – как национальной, так и международной. В России самой признаваемой национальной общественной аккредитацией программ МВА является аккредитация  НАСДОБР – Национального совета по оценке качества делового образования. Она учитывает международные подходы и особенности их реализации в российских условиях.

Маргарита Анатольевна Ратникова, директор Международного союза экономистов (МСЭ), член президиума Вольного экономического общества России (ВЭО России), рассказала об опыте проведения ВЭО России общественной аккредитации образовательных организаций, профильных кафедр, образовательных программ по направлениям «экономика» и «менеджмент». Эта оценка включает фундаментальный академический анализ, мнение работодателей о наборе практических востребованных навыков и видение потребителей образовательных услуг в лице специалистов, студентов о необходимых им компетенциях. В качестве основных результатов общественной экспертизы рассматриваются: комплекс рекомендаций по развитию практико-ориентированных программ подготовки специалистов, согласованных с профильными сегментами рынка труда; обобщение передового опыта обучения по специальностям; система предложений по совершенствованию деятельности образовательной организации в целом с учетом требований современной экономики и рынка труда. Все это, несомненно, обеспечивает качественно новый уровень подготовки специалистов.

Леонид Иванович Евенко, почетный президент РАБО, акцентировал внимание на том, что для повышения качества бизнес-образования необходима планомерная и систематическая работа со всеми заинтересованными группами: государством в лице государственных органов, учеными и представителями бизнеса.

Михаэль Хармс, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты, считает, что для повышения качества дополнительного профессионального образования в России необходимо внедрение модели дуального образования, что очень важно для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, система дуального образования позволит в перспективе компенсировать недостаток высококвалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности.

Орлин Ефремов, председатель Комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации Европейского бизнеса, подчеркнул, что Ассоциация европейского бизнеса, не смотря на санкции, поддерживает курс на развитие экономических связей между европейскими и российскими компаниями. По его мнению, бизнес-школы должны сделать акцент на развитие софт-скиллс – навыков, в том числе – на развитие лидерских качеств слушателей, что будет способствовать развитию предпринимательства в России.

По мнению Юлии Зыковой, организатора конференции и основателя проекта «Мир MBA», бизнес-школам необходимо уделить внимание развитию отраслевых программ,  а проблему нехватки высококвалифицированных кадров следует рассматривать не через призму развития общеменеджерских компетенций, а в контексте необходимости подготовки ключевых сотрудников для реального сектора экономики.

Таким образом, эксперты сошлись во мнении, что, в условиях саморегулирования рынка, наличие общественных стандартов оценки качества бизнес-образования является необходимым условием его функционирования. Наличие аккредитации у той или иной бизнес-школы рассматривается при этом как знак качества дополнительного профессионального образования. Для повышения заинтересованности бизнеса в дополнительном профессиональном образовании необходимо внедрять модель дуального образования и разрабатывать отраслевые программы бизнес-образования.

Во второй день конференции обсуждалась тема позиционирования и продвижения бизнес-школ в условиях глобальной конкуренции.

Давыдов Артем Патваканович, руководитель Российского центра содействия молодежному предпринимательству Федерального агентства по делам молодежи, считает, что бизнес-школы – это часть бизнеса. «Предприниматели должны быть заказчиками контента, под цели своего предприятия, для прокачки себя и своих сотрудников. Важно, чтобы бизнес-школы применяли практико-ориентированный подход в образовании, то есть не просто рассказывали про макро- и микроэкономику, а давали конкретные кейсы, которые предприниматель сможет применить в своей компании». 

По мнению Ольги Гозман, генерального директора Begin Group, при продвижении бизнес-школ необходимо использовать полный набор онлайн- и офлайн-инструментов, основная задача продвижения – стать ближе к потребителю, укрепить репутацию.

Для того чтобы повысить лояльность потенциальных потребителей и выпускников, по мнению Дмитрия Головатого, исполнительного директора Hotel Express International в России, бизнес-школам следует внедрять программы лояльности: «В России данное направление в образовательной среде только начинает развиваться, поэтому бизнес-школам следует использовать имеющиеся возможности для повышения лояльности, например: предоставление корпоративных скидок на обучение; приглашения на специальные мероприятия и мастер-классы известных гуру; организация праздников по отдельным случаям; предложение присоединиться к той или иной программе лояльности партнеров бизнес-школы, получить возможность пользоваться сопутствующими услугами на особых условиях в рамках программы лояльности и т.д.».

В условиях глобальной конкуренции российским бизнес-школам целесообразно сделать бизнес-образование более качественным, но в то же время и более доступным. Керимов Аслан Хусейнович, директор по работе с органами государственной власти АО КБ «РосинтерБанк», подчеркнул то, что «бизнес-образование становится доступнее благодаря программам кредитования. Например, РосинтерБанк в настоящее время реализует комплексную социальную программу «Доступное образование». В рамках данной программы банк предоставляет кредиты на обучение в любом образовательном учреждении России и мира. Сегодня среди партнеров банка – более 120 российских и зарубежных бизнес-школ».

Почетным гостем конференции стал Павел Павлович Бородин, председатель правления Союза предпринимателей евразийского экономического пространства «Деловой союз Евразии».

Партнером конференции выступила Московская школа управления СКОЛКОВО.

Официальным спонсором мероприятия стал АО КБ «РосинтерБанк».

Сайт конференции: www.mir-mba.org.

Комментарии Фейсбук Вконтакте